Helpix. Мобильные телефоны
Главная > Софтинки > Классика мобильной навигации - Navitel Навигатор

Navitel Навигатор - Классика мобильной навигации

18.12.2012
  • Android-приложение Navitel Навигатор, версия: 5.5.1.0, цена: 700 руб. (с картой одного фед.округа)

Устройства-навигаторы и навигационные программы для телефонов/смартфонов/коммуникаторов давно уже стали необходимостью для водителей на дорогах современных мегаполисов и за их пределами. Они уверенно ведут нас в незнакомые места, не дают заблудиться и экономят наше драгоценное время, своевременно информируя о пробках. Встречайте - один из лучших представителей, программа Navitel Навигатор.

Моё знакомство с программой Navitel началось в далёком (учитывая темпы развития мобильных устройств) 2009-м году - программа входила в состав предустановленных на легендарном коммуникаторе HTC HD2. Тогда я ещё не понимал её нужности и ценности, да и сама программа не являлась чистым совершенством.

До этого я имел дело лишь с навигационными программами Garmin и Wayfinder Navigator (слышал ли кто вообще о такой?), установленными на моём SonyEricsson P1i. Программы были тяжеловесны, громоздки, и пользование ими вдобавок затруднял внешний GPS-приемник, связывающийся со смартфоном по каналу Bluetooth (да, да!). Карты в условиях моего города были неподробными (а для Wayfinder Navigator городская карта вообще отсутствовала), поиск неудобен, во время навигации заряд аккумулятора таял на глазах, словом, я пользовался этими программами всего пару раз и забыл, как кошмарный сон.

Поэтому настоящим откровением для меня явился весьма продвинутый по тем временам Навител. Я опробовал программу и пришёл в неописуемый восторг - быстрый коннект со спутниками, удобный, как тогда было модно говорить, "пальцеориентированный" интерфейс программы, плавный скроллинг карты, подробнейшая - до дома - детализация, масса настроек и удобных мелочей. К слову сказать, та версия Навитела была специально создана для HTC HD2, и в ней впервые реализовали новейшую для коммуникаторов функцию "пинч-ту-зум" - Навител для iPhone тогда нам только снился...

Ну и, собственно, именно с тех пор Navitel Навигатор и попал у меня в личный "must have" список программ. Шли годы, менялись коммуникаторы и смартфоны, но Навител всегда устанавливался в числе первых.

Одно из главных достоинств программы состоит в том, что она на 99% полноценно способна работать в офлайне. Дьявол с ними, с пробками, главную функцию - показывать карту и прокладывать путь - Навител может и без подключения к интернету. Яндекс-карты, Карты Google - это для пользователей, не покидающих свои уютные мегаполисы со стопроцентным покрытием интернета "по воздуху". Но...

Представьте себя на теплоходе, где-нибудь на Волге, посреди Волгоградского водохранилища, где не то что интернета, простой GSM-связи нет.

Все навигационные онлайн-сервисы враз становятся бесполезными. А Навител показывает нам карту, наше местонахождение, ближайшие населенные пункты и текущую скорость теплохода. Удобно? Удобно.

Или мои бесконечные командировки по городам и весям Пермского края! Куда меня только ни заносило, но в любой глуши я всегда знал, как проехать в ещё более глухую глушь, а главное - как оттуда выбраться.

А имей я под рукой лишь Google-карты? О, ждала б меня беда...

Однако, мы отвлеклись.

Дистрибутив программы можно приобрести различными способами. Его можно скачать с официального сайта Navitel, можно приобрести "коробочную" версию, можно вполне официально купить в онлайн-магазинах Google Play, AppStore или Samsung Apps - программа мультиплатформенна и поддерживает даже Symbian и довольно экзотическую Bada. Стоимость её относительно высока, но, ребята, - это единоразовый платёж и программа ваша пожизненно (если вы не слишком часто меняете смартфоны - этот момент я ещё отмечу в описании недостатков). И уж совершенно определенно не стОит рыться на файлопомойках в поисках "ломаной" версии - это не приличествует высокому статусу цивилизованного человека, будем выше этого.

Помимо дистрибутива программы нам понадобится, разумеется, файл карты. Карты Навитела заслуженно славятся самой высокой детализацией, особенно в регионах, и потому места для них потребуется очень много. В частности, файл карты "Россия" займёт более двух гигабайт (!), а, к примеру, Украины - 416 мегабайт... Для сравнения - пакет карт "Вся Россия" для аналогичной программы CityGuide занимает места почти в 3 раза меньше.

Разработчик приводит совершенно беспрецедентные цифры для карт по России: 4 165 детализированных городов и населенных пунктов, 4 738 635 адресов, содержащихся в адресной базе, 145 454 населенных пункта, нанесенных на карту, 826 643 POI, 3 779 202 км дорожного графа.

Установка инсталляционного файла Навитела ничем не отличается от типичного процесса установки любой другой программы на Android OS. После первого запуска вам будет задано несколько типичных вопросов, возможно, потребуется вручную указать путь к папке с картами, и программа полностью готова к работе.

Забавный момент, касающийся экрана выбора голоса, - почти все мужчины-водители, несмотря на насмешливое отношение к женщинам за рулём, традиционно выбирают для звукового сопровождения программы женские голоса. Оно и понятно, женский голос и для уха приятней, и поболтать с ним можно будет в отсутствие попутчиков...

В установленном виде программа занимает довольно незначительное место, особенно учитывая объёмы встроенной памяти современных смартфонов:

Что ж, поехали!

Мы рассмотрим крайнюю на сегодня версию Navitel Навигатор для платформы Android - 5.5.1.0, с картами "Россия" новейшего релиза Q3 от 10 декабря 2012 года.

Для начала приглашаю вас полюбоваться, как быстро запускается Navitel, и как быстро он устанавливает связь со спутниками и прокладывает маршрут. Я, замечу, даже не на улице. Телефон лежит на подоконнике.

Не так давно Навител получил новый шикарный интерфейс на весь экран - кнопки-виджеты, ранее занимавшие полезную площадь карты, наконец-то переехали наверх, заменив системный статус-бар. Более того, панель с виджетами и другие кнопки можно скрыть, задав время скрытия в настройках, и тогда на экране вообще ничего не останется, кроме карты и клавиши "Меню":

Кроме основного, имеется "ночной" скин, призванный не отвлекать внимание водителя яркой подсветкой навигатора в тёмное время суток. Автоматическое (в зависимости от времени суток) включение "ночного" скина настраиваемо.

Программа явно рассчитана на управление во время движения - основные пункты меню очень крупные, промахнуться невозможно, отвлечение от процесса вождения автомобиля минимально, и это правильно.

Пункт назначения можно выбрать одним из множества способов - от простого ввода требуемого адреса до использования фирменного сервиса "Навител.SMS". И здесь следовало бы упомянуть клавиатуру Навитела. Дело в том, что много лет она была довольно неудобной, будь то раскладка "АБВГД", или имеющиеся варианты "ЙЦУКЕН", "правильная" раскладка никак не получалась из-за разницы в разрешениях экрана либо его ориентации.

Просьбы пользователей использовать в программе системную (т.е. установленную в операционной системе) клавиатуру разработчик игнорировал. Но, тем не менее, в крайних версиях мы видим явный прогресс, один из вариантов "ЙЦУКЕН" разложен по экрану именно так, как нужно.

Если вы обратили внимание, названия населенных пунктов и улиц теперь продублированы латиницей, это особенность нового релиза карт "Россия".

Ниже проиллюстрированы основные способы ввода пункта назначения.

1. Обычный ввод по адресу:

2. Рядом с текущим местоположением, выбираем из списка:

3. По путевым точкам (сохраненным ранее):

4. Истории поиска:

5. Ручным вводом координат (их нужно знать!):

6. Через фирменный сервис "Навител.SMS" (я рассмотрю его ниже):

И, наконец, точку назначения можно просто выбрать на карте.

Крайний пункт, кстати, появился совсем недавно. А необходимость в нём была!

И вне зависимости от способа ввода, разумеется, Навител уверенно прокладывает маршрут к цели - и занимает это доли секунды. В пределах города. Чем дальше пункт назначения, тем, соответственно, дольше идёт расчёт маршрута. Я проложил путь на самое большое расстояние, на какое у меня только хватило фантазии - от Перми до Владивостока, программа считала целых 6 секунд, это для дороги протяженностью 7772 километра.

Как видно из крайнего скриншота, программа ещё и любезно вывела мне погоду на маршруте.

При расчёте маршрута на такие дальние расстояния случаются и курьёзы - при попытке доехать до Калининграда программа, недолго думая, проложила путь по прямой - резонно посчитав, что так будет короче:

Причина, очевидно, заключается в том, что путь в Калининград пролегает через несколько других стран, карты которых в моей системе не установлены. Заметим, что карты этих стран - Белоруссии, Польши, Латвии и Литвы - на сайте Навитела в числе прочих имеются, и для комфортного путешествия их можно приобрести.

Но вернёмся к нашему путешествию.

Я снял небольшое видео, где попытался отразить, как программа Navitel работает, реагирует на реальные изменения дорожной обстановки, а также сравнил со штатной бортовой навигацией автомобиля.

Как видно, реакция хорошая, реально дорожная обстановка на экране навигатора запаздывает примерно на секунду, это нормально и допустимо. Штатная же навигация (в которой используются карты от Navteq), как мы видели, представляет собой на фоне Навитела жалкое зрелище - ни домов, ни полных названий улиц, ни отображения дорожной информации о пробках.

Главный экран навигатора не загроможден, и в то же время показывает всю необходимую дорожную информацию:

Помимо отмеченных пунктов мы видим в статус-баре показания электронного компаса, настройки звука, сообщения системы "Навител.SMS", количество спутников, задействованных в навигации, оценка дорожной обстановки (пробки) в баллах, уровень заряда батареи, погодные условия, и, наконец, текущее время. И все эти элементы интерфейса гибко настраиваемы.

Немного расстроило отсутствие на главном экране отдельных кнопок "Поиск" и наклона карты, присутствовавших в предыдущих версиях.

Карта представлена красиво, в модном 3D-отображении, с объёмными макетами зданий и сооружений. Увы, точное отображение контуров касается лишь горизонтальной проекции, в вертикальной этажность не отображается. И лишь наиболее значимые и красивые объекты представлены в красивых 3D-моделях:

Прямо с главного экрана можно переключить отображение карты в обычный 2D-режим, что не помешает владельцам не очень мощных устройств, карта в этом режиме будет прокручиваться заметно плавнее.

Что можно сказать о навигационном сопровождении поездки программой Navitel Навигатор?

После задания пункта назначения можно, в принципе, вообще больше не смотреть на экран и довериться голосовым подсказкам. Ещё не было случая, чтоб подсказчик (подсказчица!) пропустил какую-то нужную развязку, или неправильно было указано направление. Только на сложных развязках лучше воспринимать направление с экрана, потому что фраза, например, "Четвёртый съезд" на слух сложно соотносится с реальным направлением, лучше уж посмотреть самому.

Помимо этого, на карту выводятся даже самые необходимые дорожные знаки!

Кроме простого информирования, некоторые знаки сопровождают процесс вождения, речь идёт о дорожных знаках, ограничивающих скорость. Увеличенное изображение такого знака с конкретной цифрой появляется в верхнем правом углу карты...

...и при превышении указанной скорости программа противно пищит! И если вы вдруг задались целью строго соблюдать правила дорожного движения (например, забыли дома водительское удостоверение), эта функция просто неоценима. Но, уверен, вы и так никогда не превышаете скорость, верно? Функция такого оповещения, разумеется, полностью настраиваема:

Голосовые подсказки достаточно громкие и чёткие в любом исполнении, выбор голосов велик - от классических Ильи и Иры до известных политиков и неповторимого Володарского:

В старых версиях Навитела отсутствовала возможность перестроения маршрута в зависимости от действий водителя, при уходе программа начинала истерить - "Вы сбились с маршрута!", здесь же при пропуске первого рассчитанного перекрёстка маршрут просто перестраивается с учетом вашего маневра. Это работает почти всегда, я лишь один раз наблюдал на междугородней магистрали, когда мы резко изменили маршрут, программа около 20-ти километров пыталась вернуть нас обратно на тот злополучный разворот, и смирилась с неизбежностью лишь в ближайшем крупном населенном пункте. Из телефона буквально раздался обреченный вздох - "Да нате вам ваш маршрут, и шуруйте как хотите!".

Хотелось бы ещё упомянуть о таких настройках, как "Избегать дорог с грунтовым покрытием" и "Избегать паромных переправ".

Для жителей мегаполисов данные настройки не более чем курьёз, я раньше тоже так думал, пока в один прекрасный момент меня с коллегами не отправили в командировку на север края, в Красновишерский район. Я долго не мог понять, почему программа отказывается прокладывать маршрут, но всё оказалось просто. "Грунтовые дороги" и "Паромные переправы" по умолчанию отключены, и кто бы мог предположить, что до требуемой нам заброшенной деревни вело именно такое сочетание - грунтовка + паромная переправа!

И, стоило только в настройках передвинуть соответствующие рычажки, как Навител замечательно просчитал нужный нам маршрут! В этом и есть огромное преимущество программы перед аналогами - она работает в офлайне (а где б мы в этих Малых Потерятах взяли интернет?), и карты её уникальны по своей детализации, отмечены даже заброшенные деревни и подъезды к ним.

И ещё об одном замечательном сервисе - "Навител.Пробки". Используется собственный способ формирования дорожной информации о пробках, владельцы смартфонов и навигаторов с подключением к интернету отсылают информацию о своём местоположении и текущей скорости на сервер компании, на котором уже и формируется окончательная картина, передаваемая конечным пользователям. В ЗАО "ЦНТ" утверждают, что не менее трети обладателей Навитела использует онлайн-сервисы, что должно быть достаточно для самой актуальной информации о пробках.

Объём трафика, используемого программой при ежедневном использовании сервиса "Навител.Пробки", составляет примерно 50-60 МБ в месяц, и вряд ли обладатели распространенных безлимитных планов мобильного интернета вообще его заметят.

Метод отображения информации о пробках в какой-то мере традиционен и представляет собой цветовую схему "зеленый-желтый-оранжевый-красный", степень агрессивности цвета меняется в зависимости от плотности пробки.

Не скажу, что данный сервис работает идеально, но во многих случаях он реально сэкономил мне уйму времени. Но в особо ответственных случаях я сверяю данные Навитела с дорожной информацией от "Яндекс.Пробок", она актуальней, и представлена более информативно. На скриншотах ниже один и тот же участок центра города с отображением пробок от Navitel и от Яндекс:

Однако, дьявол кроется в деталях. Навигация от Яндекс не умеет рассчитывать маршрут с учётом дорожной информации о пробках, этот момент я рассмотрю ниже, в сравнении.

К слову сказать, для доступа к сервису "Навител.Пробки" необязательно обладать устройством с установленной на нём программой Навител, сервис доступен онлайн и на сайте разработчика программы:

Сторонние "пробочные" сервисы программой не поддерживаются.

Из других онлайн-сервисов - Навител умеет обновлять через интернет список камер и отображает их на экране:

При приближении к такой камере значок её отображается на знаке ограничения скорости, мы видим расстояние до неё и слышим голосовое оповещение программы. Удобно, бесспорно.

Есть система так называемых "Динамических POI", когда программа черпает из интернета информацию об объектах, как минимум - выводит их название и профиль деятельности, как максимум - приводит контактные телефоны, время работы, адрес сайта и e-mail, текущие цены (актуально для АЗС) и прочее.

Позвонить по выведенным номерам можно прямо из программы.

К сожалению, это в полной мере представлено лишь в обеих столицах, у меня в регионе эта функция находится в зачаточном состоянии, предоставляя лишь самый минимум информации об объектах, и то - о некоторых. И поэтому в этих случаях нас традиционно выручает старый добрый 2ГИС.

Имеется функция построения трека, а для большего удобства кнопку записи трека можно вывести в панель уведомлений.

Иногда эта функция оказывается просто неоценимой при общении с другим владельцем навигационного устройства с Навителом, когда можно ничего не объяснять человеку, а просто скинуть ему по Bluetooth или NFC запись трека.

О сервисе "Навител.SMS". Суть его состоит в том, что вы можете буквально в несколько касаний отправить точные координаты какого-либо объекта или просто местоположения другому владельцу устройства с навигационной программой.

Сообщения приходят прямо в программу. Я сначала думал, этот сервис бесплатен, однако нет. SMS отправляются по стоимости, установленной вашим тарифным планом оператора сотовой связи. Поддерживаются не только устройства с Navitel, но и другие, например, с Garmin.

Путевые точки. Обычный, в принципе, сервис для навигационных программ. Заключается в том, что мы можем отмечать на карте и сохранять на карте любые точки, которые представляют для нас какой-то интерес.

Точки можно сохранять, редактировать, удалять и - приятный момент - экспортировать и импортировать, что может быть полезно при переустановке программы или смене устройства.

POI (точки интереса, Points Of Interest). Такая же типичная для навигаторов функция. Список имеющихся в Navitel точек интереса чрезвычайно обширен, особенно для регионов.

При всём обилии доступных POI поиск по ним иногда ошибается, выдавая, к примеру, ближайший магазин "Metro C&C" аж в Курской области, несмотря на то, что ближайший на момент поиска находился ровно в тысячу раз ближе.

Как мы видели из предыдущих скриншотов, POI отмечены на карте некими символами - красными крестами (аптеки, медучреждения), денежными мешками (банки, банкоматы), шестеренками и гаечными ключами (автомастерские) и т.д. В зависимости от того, что вас интересует, можно настраивать отображение POI на карте, что-то добавлять, что-то удалять, и это очень приятный момент, дабы избежать загромождения карты ненужной информацией.

К примеру, на крайнем скриншоте мы видим, как из отображаемых развлекательных объектов можно оставить на карте лишь казино.

Вообще, интерфейс программы полностью настраиваем. Помимо отображаемых POI, мы можем добавлять/удалять кнопки в панели уведомлений, настраивать их автоскрытие, выбирать скин программы и прочее.

И ещё ряд скриншотов, демонстрирующих настройки и возможности программы Navitel Навигатор.

На этом с описанием всё. Но... у программы имеется и ряд недостатков.

Первый и самый главный, на мой взгляд, - это ограничения по количеству перерегистраций лицензии программы. Политикой компании количество перерегистраций ограничено всего тремя - независимо от причин. То есть, если вы привыкли часто менять свои мобильные устройства, то вам придётся сложно. К сожалению, такая политика разработчика толкает многих пользователей к поиску "ломаных" версий программы - не потому, что пользователям жалко денег на покупку, а именно из-за этих ограничений.

Второе. Программа не всегда корректно прокладывает маршрут. Иной раз диву даёшься, через какие проулки проложен путь - и это при том, что имеется более короткий путь, и пробки на нём отсутствуют. Но это, к счастью, случается нечасто.

Третье. Программа исключительно упряма! Если вдруг она упёрлась в свой маршрут, то заставить её пересчитать его становится невозможным, я описывал один из таких случаев выше... случай этот, по счастью, был единственным.

Сравнение с аналогичными программами. Для начала - онлайновая навигация (от Google, от Яндекс (полуонлайновая)).

Недостаток их кроется в их названии - без устойчивого подключения к интернету работать с ними становится невозможно. Есть, конечно, кэш на Google-картах, и можно скачать карты для Яндекс-навигации, но по охвату они, конечно, сильно уступают покрытию Навитела. А многие карты и вовсе до сих пор носят статус "народных"...

Карты от Яндекс обладают, конечно, более актуальной информацией о пробках, и как-то более красиво их отображают на карте, но у меня сложилось такое впечатление, что программа не берёт пробки во внимание при прокладке маршрута. При попытке выбраться из города Яндекс продолжил маршрут по кратчайшему пути, через весь центр города, через все самые забитые дороги. Программа Google Навигация справилась с задачей получше, предложив объехать забитый центр, но всё же по городским улицам. И только Навител повёл меня в обход через скоростную автостраду, и совершенно правильно, зная город, именно так я и поехал, и добрался до места в 2 раза быстрее.

Яндекс-карты предоставляют информацию об объектах (аналог POI), но она не всегда своевременно обновляется. К примеру, магазин "Metro C&C" на момент снятия этого скриншота уже 10 дней как работал в круглосуточном режиме.

Офлайновые навигационные программы, самыми распространенными из которых являются iGO, CityGuide, TomTom. Этими программами я пользовался, особенно часто - CityGuide. СитиГайд запомнился мне больше всего каким-то совершенно чудовищным алгоритмом активации карт, хотя эта программа у меня тоже является совершенно легально приобретенной. Я хотел сейчас немного поработать с ней для сравнения, но... крайняя версия её, установленная с Google Play, просто отказалась запускаться на моём смартфоне.

И общий недостаток программ-конкурентов. Если карты для городов-столиц (Москва и Санкт-Петербург) делаются всеми разработчиками одинаково тщательно (отличная карта Москвы есть даже в упомянутой в самом начале Wayfinder Navigator!), то дальше, в регионах, качество и детализация карт начинают ухудшаться пропорционально величине населенного пункта.

Некоторые программы (например, моя штатная автомобильная навигация с картами от Navteq) и вовсе предлагают карты с такой низкой детализацией, что на них просто отсутствуют какие-либо дома и строения.

Таким образом, в регионах, на периферии - Navitel просто вне конкуренции.

Ну и, наконец, выводы.

Navitel Навигатор - исключительно мощное решение для мобильной навигации, программа не имеет себе равных по покрытию и детализации карт, особенно в регионах. Я очень много езжу по Пермскому краю, и куда меня только ни заносило - практически везде я использовал эту программу, и на трассе, и в маленьких, в самых маленьких городах и городках - с детализацией до дома! Не подводил меня Навител и на отдыхе в России - путешествия по Волге, Каме, Шексне, Дону, Вытегре, Клязьме и других, в многочисленных городах региона КавМинВод - везде я знал своё местоположение и смело выходил гулять по совершенно незнакомым городам, точно зная, что найду дорогу обратно.

Интересная особенность навигации - Навител знает проезды с односторонним движением и подводит вас к требуемому дому с нужной стороны, знает он и где расположены паркинги у супермаркетов, и строит маршрут подъезда таким образом, чтоб подъехать к нему со стороны парковки.

Покрытие карт расширяется очень быстро, помимо всей России, на сегодня доступны карты - на минуточку - 36-ти стран (!), в разных частях планеты, вплоть до самых экзотических (Новая Каледония, к примеру, или Сальвадора), с привычным уровнем детализации и поддержкой фирменных онлайн-сервисов.

Navitel Навигатор можно очень тонко отстроить "под себя", многочисленные настройки это позволяют. Программа безглючна, быстра и удобна. Очень хорошо организована техподдержка пользователей. Можно обратиться по телефонам call-центра, можно по электронной почте, есть несколько официальных представителей на известном форуме 4PDA, через официальный форум Navitel, в Твиттере, наконец! Как-то раз я столкнулся с какой-то мелкой проблемой (отображение POI, если мне не изменяет мой прогрессирующий склероз), раздраженно обмолвился о ней в ленте, и уже через несколько минут на меня вышел представитель компании (сам) и дал грамотную консультацию, безо всяких занудных уточнений номера лицензии и прочей бюрократии. И это в выходной день...

В завершение отмечу, что более половины навигаторов в России работают под управлением программы Navitel, это огромная цифра.

И некоторые полезные ссылки напоследок:

  • официальный сайт программы;
  • официальный форум;
  • раздел на форуме 4PDA, посвященный Navitel (для Android OS);
  • поддержка в Twitter: представитель Navitel - пользователь nn4gps.

    Оценить программу я могу в 8 баллов.

    Спасибо всем, кто дочитал мой обзор до конца.

    12 декабря 2012 года.

    С уважением,

    lazex

    Используемое автором устройство: Samsung N7100 Galaxy Note II

    Сказать спасибо автору: 
        Поделиться:      
    Конкурс! Расскажи о гаджете (смартфон, планшете и т.д.) и выиграй Philips TLE821L!
    Конкурс! Расскажи о мобильной софтинке или игрушке и выиграй Onyx Boox Vasco da Gama 2!
  • mg
    Рейтинг@Mail.ru