Helpix. Мобильные телефоны
Главная > Новости > Сотовый беспредел

Сотовый беспредел

Верховный Суд России признал право операторов сотовой связи самостоятельно изменять, в т.ч. повышать, тарифы по уже заключенным договорам. Действующий порядок не обеспечивает даже минимальной гарантии информирования абонентов о повышении цены минуты разговора. А некоторые операторы считают законным произвольно изменять другие условия договора, пишет "Фонтанка".

Право операторов самостоятельно устанавливать тарифы предусмотрено введенными еще в 2006 году Правилами оказания услуг подвижной связи. Единственная обязанность компании – не менее чем за 10 дней до введения новых тарифов извещать об этом абонентов через средства массовой информации.

В защиту интересов всех российских абонентов выступила общественная организация защиты прав потребителей «Блокпост». Она обратилась в Верховный Суд России с заявлением о признании недействующим пункта утвержденных Правительством России Правил, который, по мнению заявителя, делегирует операторам право самостоятельно в одностороннем порядке изменять условия оказания услуг связи.

Действующий Гражданский кодекс РФ действительно не допускает односторонний отказ от исполнения обязательства или изменение его условий, если иное не установлено законом. Однако судья Владимир Зайцев пришел к выводу, что оспариваемый пункт не наделяет оператора правом изменять условия договора в одностороннем порядке. В договоре на предоставление услуг подвижной связи, согласно тем же правилам, должны указываться права, обязанности и ответственность сторон, оказываемые услуги, порядок, сроки и форма расчетов, система оплаты и т.д. «Тарифы не относятся к условиям договора, в том числе существенным. Следовательно, самостоятельное установление тарифов оператором относится не только к моменту заключения договора», – заключил суд. Запрета на изменение тарифов законом не установлено.

Опасность оспариваемой обществом потребителей нормы заключается в неопределенности порядка информирования абонентов о повышении тарифов. Оператор обязан разместить извещение в средствах массовой информации. Но каких? Формально это условие будет выполнено, если общероссийская компания опубликует небольшое объявление в районной газете деревни Гадюкино Урюпинского уезда. Практически все сотовые компании зарегистрировали свои сайты в качестве СМИ, т.е. для соблюдения закона им достаточно разместить информацию на сервере. Можно на первой странице, можно в ленте новостей, а можно в фактически недоступной рубрике. Нет никакого контроля и за фактической датой публикации информации.

Помимо всего прочего, многие сотовые компании берут на себя право также в одностороннем порядке произвольно менять договор. Причем отказ от абонентов не принимается.

Например, согласно правилам оказания услуг связи ОАО «МТС», оператор вправе вносить предложения по изменению договора, известив об этом абонента любым удобным ему образом (SMS, на сайте, в неизвестном СМИ или «иным допускаемым способом»). «Неполучение оператором в течение 15 календарных дней от даты уведомления письменного отказа абонента от принятия изменений и/или дополнений и продолжение пользования услугами на новых условиях, является подтверждением их принятия абонентом».

Идентичную норму содержит и договор ОАО «Вымпел-Коммуникации» (торговая марка «Билайн»). Директор Санкт-Петербургского филиала Олег Анисимов так обосновывает законность своих действий: «Оператор может вносить изменения с предварительным уведомлением абонента через СМИ не менее чем за 15 дней до введения изменений. Согласно подпункту «д» пункта 25 Правил, данное действие оператор должен сделать лишь не менее чем за 10 дней. Поэтому данный пункт внутренних правил компании никак не ухудшает положение абонента, а наоборот, еще больше его защищает, предоставляя более длительный срок для обдумывания и принятия решения», – указывает г-н Анисимов в отзыве на иск одного из клиентов. Однако в указанном пункте речь идет только об изменении тарифов, а не условий договора.

В июле 2006 году компания изменила договор, взяв на себя еще больше прав (например, сообщать сведения о клиентах в бюро кредитных историй, а также привлекать для взыскания задолженности сторонние организации). Один из абонентов решил воспользоваться своим правом и своевременно уведомил оператора об отказе от новых условий, а также намерении пользоваться услугами компании в рамках ранее заключенного контракта. «Если Вы не хотите принимать внесенные изменения в договор, то Вы вправе обратиться с заявлением о расторжении договора», – констатировала начальник отдела компании Елена Литовченко.

Верховный Суд России подтвердил, что пункт, на который ссылался Олег Анисимов, не предусматривает право изменять условия договора. Но вряд ли крупнейшие компании откажутся от возможности управлять ситуацией и отказываться от взятых на себя обязательств.

    Поделиться:      
Последние десять новостей:
  • 20.11.2017 19:10 Huawei представит Honor V10 5 декабря
  • 20.11.2017 15:50 Blackview BV6000T - защищенный смартфон без телефонного функционала
  • 20.11.2017 15:08 Micromax Bharat 1 V407 - кнопочник с поддержкой Wi-Fi
  • 20.11.2017 14:10 ZTE Fanfare 3 - бюджетник для Cricket
  • 20.11.2017 12:13 Maze Alpha X выходит в продажу
  • 17.11.2017 20:01 Анонс: Vivo V7
  • 17.11.2017 17:24 Анонс: OnePlus 5T - прежний флагман, новый экран, новые камеры
  • 16.11.2017 21:17 Digma VOX E502 4G на свежем чипсете получил двойную камеру
  • 16.11.2017 20:23 Infinix ZERO5 и ZERO5 PRO
  • 16.11.2017 18:07 Barnes&Noble Nook GlowLight 3 - ридер с двумя плюсами и солидным минусом
  • mg
    Рейтинг@Mail.ru