Helpix. Мобильные телефоны

teXet Drum - MP3-плеер, совмещённый с велофарой, - скромный друг велосипедиста

20.08.2014

Вступление

Казалось бы, тема MP3-плееров уже исчерпана. Эти устройства постепенно исчезают как класс, передавая свои функции не только продвинутым смартфонам, но и даже простейшим кнопочным мобильным телефонам.

Но иногда среди MP3-плееров попадаются уникальные экземпляры, которые никаким смартфоном не заменишь. Одному из таких и посвящен этот обзор.

Итак, знакомьтесь: teXet Drum: MP3-плеер, совмещённый с велосипедной фарой!

Официальная страничка девайса - здесь.

Официально рекомендуемая цена аппарата - 1590 рублей, но я нашёл за 1350.

Вступление-2. Зачем он нужен?

Велосипедисты - народ малость сумасшедший. Гоняют на своих велах днём и ночью, слушают при этом музон, и последними словами ругают автомобилистов и собак.

Из числа велосипедистов-меломанов большинство катаются с наушниками, подключенными к обычному плееру или смартфону. Но в этом есть некоторое нарушение техники безопасности: они могут не услышать, например, как сзади незаметно подкрался автомобиль. А если наушники ещё и "закрытого" типа, то шансы на неприятности повышаются очень существенно. Поэтому с точки зрения техники безопасности, на ходу музыку надо слушать не в наушниках, а через динамик. Да и то не слишком громко!

Тестируемый плеер как раз и даёт возможность слушать музыку через динамик, притом довольно громкий (3 Вт). Но это не значит, что его всегда надо включать на полную мощность.

Технические характеристики

Технические характеристики, приведённые в "Руководстве по эксплуатации", таковы:

  • размеры (длина x ширина x толщина) - 96x36x40 мм;
  • масса - 92 г;
  • питание - Li-Pol аккумулятор, 1100 мАч;
  • Bluetooth-модуль - 2.1;
  • LED-фонарик - 2 Вт;
  • встроенный динамик- 3 Вт;
  • поддержка карт памяти - micro SD/SDHC (до 32 ГБ);
  • разъём для подключения наушников - 3,5 мм;
  • коэффициент нелинейных искажений - 0,03% (на частоте 1 кГц);
  • отношение сигнал/шум - > 90 Дб;
  • тип передачи данных - USB 2.0;
  • диапазон радиоприёмника - 87,0-108,0 МГц;
  • поддерживаемые форматы - MP3, WMA (это - официально, но проверка показала, что и WAV тоже работает).

    Как можно видеть, производителем заявлены весьма высокие параметры воспроизведения звука. Так ли это окажется на самом деле? Вот в чём вопрос!

    Что касается световых параметров, то здесь указана мощность, подаваемая на излучающий светодиод, но не указана величина излучаемого светового потока (которая зависит не только от мощности, но и от светоотдачи диода).

    Комплект поставки и упаковка

    Плеер с принадлежностями упакован в коробку из тонкого картона и не очень прочного глянцевого картона, оформленного в фирменном стиле teXet - светлая основа, разукрашенная крупными художественно оформленными буквами "X".

    На фотографии - упаковка плеера:

    Упаковка плеера teXet Drum

    Внутри обнаруживаем пластиковый "поддон" с двумя отделениями; в одном из них - сам плеер, а в другом - принадлежности. А под этим "поддоном" - картонный конверт с руководством пользователя и гарантийным талоном.

    Полный комплект изделия таков:

  • плеер;
  • наушники;
  • microSD карта памяти на 4 ГБ;
  • miniUSB-кабель;
  • крепление на велосипед;
  • прокладки из пористой резины под крепление;
  • руководство пользователя и гарантийный талон.

    На фотографии - комплект плеера (без USB-кабеля ввиду его тривиальности):

    Комплект плеера teXet Drum

    Сначала коротко пробежимся по принадлежностям, а затем детально рассмотрим и протестируем сам плеер.

    Внутренний диаметр крепления на руль сделан намного бОльшим, чем диаметр руля. Поэтому если попытаться его без "шаманства" закрепить на руле, то ничего не получится: вся эта конструкция просто будет на руле болтаться. И даже имеющихся в комплекте резиновых прокладок не достаточно, чтобы полностью устранить зазор. Я использовал для этой цели кусок шлейфа от старинного флоппика. Но, видимо, лучше подошла бы резиновая лента, вырезанная из старой автокамеры.

    На фотографии - плеер, закреплённый на руле велосипеда:

    Велосипедный плеер teXet Drum, закрепленный на велосипедном руле

    Кроме того, надо заметить, что крепление не имеет механизма поворота фары (плеера) в горизонтальной плоскости. В связи с этим поправить направление луча света можно только на 1-2 градуса за счёт установки крепления на руле с небольшим перекосом.

    Наушники в комплекте - простенькие "капельки". Звук из них тоже простенький, наиболее проблемными являются басы. Но, в целом, звук представляется достаточно нормальным для лиц без музыкального образования.

    Инструкция по эксплуатации, в данном случае, - документ очень полезный, поскольку в плеере многие действия выполняются не очевидным образом и без инструкции трудно было бы догадаться, как ту или иную операцию выполнить.

    На фотографии - инструкция по эксплуатации и гарантийный талон:

    Инструкция к плееру teXet Drum Гарантийный талон к плееру teXet Drum

    Плеер

    Теперь - о самом плеере как таковом.

    Плеер оформлен в виде пластикового цилиндра синего цвета (есть ещё вариант оранжевого цвета).

    На фотографии - плеер с зажженной велофарой:

    Велосипедный плеер teXet Drum

    С одного торца расположена велофара и индикатор режимов работы девайса, а с другого - решетка динамика, за которой этот динамик и располагается. Поскольку динамик - один, то при прослушивании музыки через него звук может быть только монофоническим. При прослушивании через наушники звук, естественно, становится стереофоническим.

    На фотографии - вид на плеер со стороны динамика:

    Велосипедный плеер teXet Drum, вид со стороны динамика

    В верхней части плеера находится "центр управления", часть которого прикрыта резиновой крышечкой для защиты от пыли и влаги. А наиболее употребительные кнопки управления спрятаны за герметичными мембранами и находятся на "открытой" части плеера. Мембраны - слегка выпуклые и их можно обнаружить "на ощупь", что повышает удобство управления плеером.

    Под вышеупомянутой резиновой крышечкой находятся те части "центра управления", которым влага может повредить. Это - ползунок включения/выключения (чисто механический), слот для microSD карты памяти, разъём 3,5 мм для наушников и разъём мини-USB. Разъём мини-USB, как обычно, двойного назначения: для записи/чтения памяти и для зарядки встроенного аккумулятора.

    На фотографии - плеер с отодвинутой резиновой крышечкой "центра управления":

    Велосипедный плеер teXet Drum с открытой защитной крышечкой

    Особо отмечу, что резиновая крышечка, прикрывающая эту часть "центра управления", не является герметичной. Она защищает девайс только от воды, падающей сверху. Если же Вы целиком опустите устройство в воду, то оно погибнет из-за воды, которая проникнет под резиновую крышечку с боков. Кроме того, проникновение воды возможно и при дожде с сильным боковым ветром, или сильном дожде даже без бокового ветра. Так что советую при экстремальных метеоусловиях все-таки прятать его в рюкзак или иное более-менее сухое место.

    Снизу плеера расположена площадка с фигурными отверстиями для его установки на руле велосипеда. Плеер при этом держится на креплении только благодаря силе трения, никаких защелок и винтов для этой цели не предусмотрено. Но, несмотря на это, плеер держится достаточно прочно; попыток вылететь со своего места при езде по ухабам не замечено.

    Плеер имеет также индикаторный светодиод, который может излучать свет красного и синего цвета, причём как непрерывного излучения, так и мигающий. По их комбинациям можно судить о состоянии плеера (довольно большая таблица этих комбинаций приведена в руководстве пользователя).

    На фотографии - плеер со светящимся синим индикатором (режим прослушивания музыки):

    Плеер teXet Drum - свечение синего индикатора при проигрывании музыки

    Звук

    Плеер даёт совершенно разный звук в зависимости от того, куда он выводится: на динамик или наушники.

    При выводе на динамик звук - монофонический. При нейтральной настройке эквалайзера в звуке ощущается нехватка басов и высоких частот. Подобрав "правильную" настройку эквалайзера, можно частично этот недостаток поправить.

    Громкость динамика достаточна для прослушивания музыки на умеренно-шумной дороге, а также для (отпугивания) предупреждения прохожих о Вашем приближении.

    При езде вдоль очень шумной трассы музыка уже слышна плохо. А если попытаться установить громкость на максимум, то динамик начинает заметно "хрипеть". Но такой режим езды на велосипеде с музыкой - не очень рабочий; поскольку лучше такие загруженные трассы обходить стороной по соображениям безопасности.

    В плеере замечена особенность, связанная, видимо, с ошибкой в прошивке.

    Она заключается в том, что выбрать тип характеристики эквалайзера можно только при прослушивании музыки на динамик; а при прослушивании на наушники эквалайзер не переключается и всегда действует только один из них: с небольшими подъёмами высоких и низких частот.

    Интересно, что если плеер выключить во время проигрывания трека, то при следующем включении плеер начнёт воспроизводить этот же трек, но не с места обрыва, а с самого начала. Для проигрывания музыки это, пожалуй, удобно; а для прослушивания аудиокниг - вряд ли. "Ускоренной перемотки" в пределах одного файла здесь нет.

    Результаты инструментального тестирования качества звука представлены ниже (с помощью программы и тестового сигнала RMAA).

    Неравномерность АЧХ (40 Гц - 15 кГц), дБ +7,69, -2,85 (очень плохо)
    Уровень шума, дБ (А) -77,2 (средне)
    Динамический диапазон, дБ (А) 77,1 (средне)
    Гармонические искажения, % 0,021 (хорошо)
    Гармонические искажения + шум, дБ (A) -65,0 (средне)
    Интермодуляционные искажения + шум, % 0,851 (плохо)
    Взаимопроникновение каналов, дБ -44,1 (плохо)
    Интермодуляции на 10 кГц, % 0,947 (плохо)
    Общая оценка Плохо

    Все оценки в этой таблице даны самой программой RMAA.

    Как Вы можете видеть, результаты - ниже средних. Единственное смягчающее вину плеера обстоятельство - что отличие АЧХ от плоской можно считать не дефектом, а положительным явлением; поскольку АЧХ подчёркивает вечно проблемные низы и верха. Но даже с учетом этого обстоятельства звуковой тракт плеера можно считать средним, но не более того.

    На графике - амплитудно-частотная характеристика (АЧХ) плеера:

    АЧХ плеера teXet Drum

    И пара слов о радиоприёме.

    FM-радио работает, но по чувствительности несколько хуже среднестатистического "обобщённого" смартфона. То есть "ловит" несколько меньшее количество станций, а среди успешно "пойманных" несколько больший процент тех из них, которые идут с помехами.

    Работает FM-радио, само собой, только при подключенных наушниках. При этом переключить звук на динамик нельзя.

    Для "сильных" станций качество звука - хорошее.

    Плеер может также воспроизводить музыку и по радиоканалу Bluetooth. При этом он может выступать только в роли "выносной колонки"; а свою музыку передавать на смартфон (либо другое устройство) не может.

    Свет

    Теперь переходим ко второй основной функции - осветительной.

    Перед этим - краткий ликбез на тему, зачем велосипедистам свет.

    Свет бывает нужен велосипедистам для двух целей. Во-первых, для езды в темноте (это очевидно). А во-вторых, для повышения заметности велосипедиста для окружающих людей и транспорта (это функция безопасности).

    Первая задача (езда в темноте) - наиболее энергозатратная. Как говорят живые классики велотуризма, "света много не бывает". Чем больше света, тем дальше вперёд видно дорогу, и тем быстрее можно себе позволить ехать в темноте без опасности для жизни и здоровья.

    Вторая задача (сделать велосипедиста более заметным) может быть актуальной и в дневное время. Данная задача менее энергозатратна, особенно если применить "мигающий" режим велофары. Но для этого таковой режим должен быть в наличии (и он здесь есть!).

    Тестируемая велофара (в этом разделе именно так будем называть этот плеер) имеет 4 режима работы: 3 режима непрерывного света (100%, 70%, 30%) и "мигающий" режим.

    Спектр излучения - "белый холодный". Световой луч фокусируется благодаря линзам излучающего светодиода и переднего стекла, параболический отражатель отсутствует. Величина пятна светового луча на дороге - оптимальная: пятно не слишком маленькое, но и не слишком крупное. Слишком крупное пятно было бы тем плохо, что световой поток "размазывался" бы по большей площади, и яркость в активной зоне дороги уменьшилась бы.

    Пробный ночной выезд показал, что самым удобным режимом является, естественно, режим максимальной яркости. При езде по сухому ровному шоссе комфортная скорость где-то в пределах до 20-22 км/ч. Более высокую скорость рекомендовать не могу: есть опасность не успеть вовремя притормозить перед внезапным препятствием.

    При переключении освещения на мощность 70% скорость лучше снизить до 15 км/ч.

    Режим с минимальной яркостью (30%) для езды вообще не пригоден: с ним можно только обозначить своё присутствие на дороге для окружающих. Но для этой цели лучше использовать мигающий режим. Частота мигания - довольно раздражающая для окружающих, и это - хорошо, поскольку Вас непременно заметят.

    Запуск теста в режиме максимальной яркости показал, что велофара ведёт себя примерно, как древний фонарик с лампочкой. То есть через некоторое время яркость света велофары начинает уменьшаться постепенно. Это говорит о том, что для осветительного светодиода в схеме не предусмотрено никаких хитрых стабилизаторов напряжения или тока. Скорее всего, схема сделана до предела просто: ШИМ-модулятор и резистор. При этом ШИМ-модулятор управляет величиной яркости, а резистор - банально ограничивает ток.

    Результаты теста при яркости 100%:

  • продолжительность свечения до начала падения яркости - 2 ч;
  • продолжительность свечения до полного погасания - 4,5 ч.

    Результаты теста при яркости 70%:

  • продолжительность свечения до начала падения яркости - 3,5 ч;
  • продолжительность свечения до полного погасания - 7,5 ч.

    Примечание: тест проводился без воспроизведения музыки.

    Выводы по осветительной функции - таковы.

    Яркость в максимальном режиме недостаточна для езды "во весь опор" даже при хорошем состоянии дороги (сухой асфальт). Если же асфальт мокрый (он более тёмный и хуже виден), то пучок света придётся сфокусировать ближе к переднему колесу, а скорость - ещё больше снизить. Аналогично и при езде по пересечённой местности (это ещё хуже мокрого асфальта).

    Конкуренты

    На данный момент обнаружен только один конкурент данному устройству: так называемый "Фарафон Master Kit". Рекомендуемая цена - 2450 руб., но можно найти за 1650. Подозрительно долгое время работы этого устройства в качестве фары (6-8 часов), указанное в технических характеристиках, может свидетельствовать о том, что сила светового потока у него меньше, чем у нашего героя. Зато звук у него может быть лучше, т.к. он оснащен двумя динамиками. И ещё у него остается неясность: как обстоят дела с влагозащитой?!

    Итоги и выводы

    Итак, перед нами - гибридное устройство с двумя функциями. И, как это часто бывает, ни одну из своих функций устройство не выполняет "на отлично". Обе функции (музыкальная и осветительная) выполняются средне.

    В качестве велофары устройство может быть использовано на велопрогулках, в которых продолжительность пути в темноте не превышает 2 часа. Также можно использовать и для "предупредительного" сигнального освещения, в этом случае продолжительность работы будет очень долгой.

    Защищенность устройства от влаги достаточна для езды под небольшим дождём, если вдруг случится такая неприятность.

    Для музыкального сопровождения велопрогулок устройство вполне подходит, хотя звук при этом и не будет блистать качеством.

    Для использования в качестве автономного плеера устройство не очень удобно: оно слишком громоздкое и не слишком функциональное.

    Несмотря на все перечисленные недостатки, благодаря невысокой стоимости устройства, его можно рекомендовать для приобретения и последующего использования на тех велопрогулках, в которых темное время суток наступает ближе к финишу мероприятия. То есть, когда плановая продолжительной поездки с включением фары не будет превышать 2 часов.

    Если кто из читателей в теме цен на велоосвещение, то надо признать, что цена устройства примерно соответствует цене на среднюю по качеству велофару. Но наше устройство ещё и музычку играть может!

    Для серьёзных же велопоходов с длительным ночным переездом лучше все-таки использовать более мощное освещение.

    Моя оценка - 7 баллов из 10.

    Видео - лабораторные и натурные испытания устройства:

    Автор - Виктор (Kilimanjaro) Ющенко, велоклуб "Караван" (Москва).

    Вконтакте - https://vk.com/walross

    Виктор (Kilimanjaro) Ющенко

        Поделиться:      
    Конкурс! Расскажи о гаджете (смартфон, планшете и т.д.) и выиграй Sony Xperia XA Ultra!
    Конкурс! Расскажи о мобильной софтинке или игрушке и выиграй Micromax Canvas Juice 4!
  • ya
    Рейтинг@Mail.ru