Helpix. Мобильные телефоны
Главная > Советы > Апгрейд - выше некуда!

Апгрейд - выше некуда!

27.05.2002

Доброго времени суток из Москвы!

Предлагаю вашему вниманию новую статью, на этот раз - собственную.
Кое-какие идеи из нее уже публиковались в рассылке, но здесь они
впервые сведены воедино.


Давным-давно, когда процессор с частотой 200 мегагерц был чудом техники, а
Quake 1 – вершиной развития игровых трехмерных технологий, каждый апгрейд
компьютера становился для меня настоящим событием. Сначала долго и со
вкусом изучались прайс-листы чуть ли не всех фирм города, которые были
буквально переполнены фантастически интересными железками. Потом выбиралось
несколько самых дешевых девайсов из приличных, уплачивались деньги, и
техники начинали устанавливать обновки в привезенный подмышкой компьютер.

Через несколько часов виновник торжества водворялся на привычное место, и
я начинал по очереди запускать все тесты с играми, какие только
обнаруживались под рукой. И каждый раз, когда обнаруживался прирост
производительности, пусть даже в несколько пунктов, это вызывало могучее
чувство удовлетворения. Еще бы, ведь за совершенно смешную сумму
(других у меня тогда и не было) я сделал еще один шажок в сторону Прогресса,
и самое главное – разрыв по мощности с самым крутым из известных мне
компьютеров (у знакомых или на работе) хоть немного, да сократился.

С годами я научился собирать компьютеры самостоятельно, выделяемые
на апгрейд суммы заметно возросли, и ощущения постепенно стали
притупляться. Все меньше тестов запускалось на обновленном компьютере,
и в итоге осталась только SiSoft Sandra, которая хороша даже не как тест
производительности, а как подробный информатор о начинке компьютера.
Игр меньше не стало, но абсолютное большинство из них относилось к замене
процессора или видео с легкой прохладцей, потому что им было комфортно
и в старом окружении, и только одна Игра, послужившая причиной апгрейда,
начинала летать, а не бегать. В один прекрасный день исчез главный
раздражитель центра удовольствия: мой компьютер просто перерос всех в
округе, и соревноваться стало не с кем.

А еще в прайс-листах резко уменьшилось число «вкусных» железок. Скажите
мне, что можно сейчас считать таким же привлекательным, как SoundBlaster
AWE32 в 96-м году или Voodoo Graphics в 97-м? Свежий SoundBlaster Audigy,
несомненно, хорош, но глобальной, бросающейся в уши, разницы с Live! 5.1
я не замечаю. А вот переход с SoundBlaster 16 на AWE32 был весьма ощутим,
потому что звучание файлов формата midi становилось иным. Гурманы
настаивают, что и Audigy меняет звуковую картину весьма основательно
(и я с ними согласен), однако здесь речь идет о нюансах, которые понятны
не только гурманам. Вероятно, достоинства Audigy станут очевиднее, когда
все игры начнут поддерживать EAX Advanced HD – новую версию уже известной
игрокам технологии ЕАХ. Суть новшества заключается в более грамотном
отношении к расчету звуковых эффектов. Скажем, сейчас идешь по коридору
в какой-нибудь трехмерной игре, и шум твоих шагов лишен каких-либо
«дополнений». Вдруг пересекаешь очевидную для ЕАХ, но незаметную тебе
границу, - и шаги начинает сопровождать могучее эхо. Возвращаешься назад –
эхо исчезает. По большому счету, это не критично, потому что в
процессе игры на такие мелочи внимание обращаешь редко, но пара эпизодов
в Half-Life и Soldier of Fortune мне по уху резануть успела. Посмотрим –
как это будет слушаться в неотвратимо приближающемся Soldier of Fortune 2.

С видео все еще скучнее. Вот вышло недавно семейство GeForce 4 от Nvidia–
мощи неписаной и возможностей невиданных. Нам снова рассказали о крутых
вершинных и пиксельных шейдерах, из которых можно сотворить любую тварь.
Да так натурально сотворить, что любой ветеран Undying или Resident Evil,
у которого тамошние монстры вызывали только приступы здорового смеха,
спрячется под стул, а вместе с ним побежит прятаться мышка. Я видел демки,
тестовые сцены из 3d Mark – эти шейдеры и впрямь «вставляют». Уже было
полез за бумажником, но вовремя вспомнил о подразделении GeForce 4 на
подвиды Ti и MX. Ti – это полноценные ускорители с соответствующей ценой.
Зато GeForce 4MX следовало бы назвать GeForce 2 Extra, потому что никаких
шейдеров там на аппаратном уровне не поддерживается, и все отличие
ограничивается возросшими частотами и поддержкой двух мониторов (которая
в видеокартах ATI есть уже давным-давно, не говоря о «Матроксах»). Казалось
бы, что за беда – покупай GeForce 4Ti, и наслаждайся. Я бы насладился, да
чем? Мэйнстримом все равно станет подвид МХ, и авторы игр будут
ориентироваться именно на его возможности, добавляя лишь пару эффектов на
игру для тех, кто купил Ti и тем самым в очередной раз проголосовал в
пользу замечательной работы отдела маркетинга компании Nvidia. Новые
ускорители дают своему владельцу возможность выбрать между высокими
разрешениями и аппаратным сглаживанием, которое ощутимо повышает качество
изображения. Контраст, конечно, не такой, как между аппаратным и
программным рендерингом, но все же ощутим. В свете последних веяний
на рынке мониторов (жидкокристаллические стали теснить электронно-лучевых),
разрешение больше 1280 на 1024 точек (а то и 1024 на 768) покупателям
новых домашних компьютеров не доступно (в силу технических ограничений
уже упомянутых жидкокристаллических мониторов диагональю 15-18 дюймов),
и такой подход очень грамотен. Наверное, именно сглаживание и станет
основным источником визуальных радостей, до тех пор, пока Nvidia не
расщедрится, и не включит шейдеры в чипы широкого потребления.

И вот на фоне такой откровенной скуки, я решил сделать очередной апгрейд.
Вроде бы пора: и Medal of Honor на Р3-900 работает задумчиво, и продавать
железо надо, пока оно совсем не подешевело, и вообще – вдруг что-то
действительно клевое есть в современных решениях, просто я его на
расстоянии не вижу? Сказано – сделано. В результате почти в два раза
увеличилась частота процессора (с Р3-900 до Р4-1660) и памяти (со
140 до эффективных 295 ). Плюс ко всему я разогнал видеокарту GeForce
2 Pro уровня 220 мегагерц на чипе и 450 – на видеопамяти (вместо
стандартных 200 и 400 соответственно). Апгрейд обошелся примерно в
200 долларов, с учетом такой же суммы, вырученной от продажи старых
комплектующих.

И каков же результат? Ох, как бы помягче сказать… Конечно, быстрее
стало работать сжатие в mp3. Эффекты в Photoshop и FotoCanvas
(последний входит в комплект ACDsee 4.0 и потихонечку заменяет мне
первый) рассчитываются заметно бодрее. А Medal of Honor как
притормаживала, так и притормаживает. Только на этот раз по другим
причинам. Мою первую материнскую плату под Pentium 4 (Acorp на чипсете
P4X266) удалось заставить хоть как-то работать только под новомодными
Windows XP, и ко времени появлению платы Canyon на i845D, которая
наверняка будет работать и с Windows 98, я успел привыкнуть к
округлым линиям интерфейса XP, попутно научившись справляться с
изобилием блох, проигнорированных разработчиками этой операционной
системы. Так вот, XP охочи до памяти, и очень ревниво относятся к
попыткам других приложений перетянуть одеяло на себя. Имеющиеся в
моей системе 256 мегабайт – что-то вроде минимума для нормальной
работы Windows XP в блистательном одиночестве, и поэтому Medal of
Honor приходится использовать для своих целей частично память
виртуальную, расположенную на жестком диске. Никак не доберусь до
магазина, чтобы докупить еще 256 мегабайт. Тогда, конечно же, все
пойдет на лад, и останется лишь серьезное недоумение – ну куда же
эти красавцы девают СТОЛЬКО памяти? И, конечно, кроме памяти, придется
покупать новую видеокарту.

Разогнанное видео хорошо, когда разгоняешь для удовольствия. Но если
это становится необходимостью, то лучше начинать копить деньги на
что-то новое. Не исключаю, что этим новым станет GeForce 3 Ti200
(хорошее соотношение цена/производительность) или GeForce 4 Ti4200
(младшенькая в подвиде Ti, вышла в апреле). Хотя мне сейчас совершенно
не до игр, и запросто могу дождаться выхода новых моделей от ATI;
Radeon 8500, попавший ко мне в руки полтора месяца назад, произвел
очень приятное впечатление.

Какой же компьютер нужен сегодня для работы и развлечений без намека
на раздражение?

Я вижу Celeron 1300 с видеокартой GeForce 2 Ti, 384 мегабайтами
памяти, жестким диском емкостью 60 гигабайт при 7200 оборотах
шпинделя в минуту и шестиканальной звуковой картой (SB Live! 5.1,
Audigy). Остальное – по вкусу. Обойдется такая система долларов в 500
(это не учитывая монитор и вероятность нарваться на любящего деньги
продавца). Разумеется, под Windows 98 можно запросто ограничиться
256 мегабайтами памяти, а для серьезных игр недалекого будущего
лучше купить GeForce 3 Ti200. Никто не мешает купить мощнейший
Pentium 4 или Athlon XP, но, право, я не уверен, что дополнительно
потраченные деньги оправдают ожидания пользователя нормального, а не
профессионального геймера или поклонника тестов производительности
компонентов компьютера.

Немного о процессорах компании AMD. Вы даже не представляете – какое
двойственное чувство я сейчас испытываю. С одной стороны, они очень
быстрые и недорогие. Athlon XP с рейтингом 1900+ (а тактовой частотой–
и того ниже) запросто обгоняет по производительности Р4-2000, который
дороже Athlon'а на 120 долларов с гаком. Если вспомнить о процессорах
Duron, то картина вообще идеальна: к дешевизне и скорости добавляется
легкость апгрейда. Ведь в материнскую плату под нынешние Celeron'ы
Pentium 4 никак не засунешь, а вот Athlon вместо Duron'а вставляется
легко. Но есть у этой платформы один большой недостаток: фирмы, ее
поддерживающие, склонны к экспериментам. В одном из номеров
«Компьютерры» за март было опубликовано интервью с представителем
фирмы Intel, где, среди прочих, был задан вопрос: когда эта фирма
выпустит чипсет с поддержкой памяти DDR333? В ответ читаем, что не
раньше, чем будут выработаны точные спецификации памяти такого типа,
и производители памяти пройдут соответствующую сертификацию. Как
человека творческого, меня такой откровенный бюрократизм возмущает.
Вон сколько уже материнских плат на рынке с чипсетами от SIS и VIA,
и работают они с DDR333 как-то! Но ставлю себя на место пользователя,
и возмущение быстро исчезает: ведь наличие жесткого стандарта экономит
мое время, которое может быть истрачено на борьбу с нестандартными
железяками, как уже было недавно с материнской платой под P4 на чипсете
от VIA. Мне очень нравится наблюдать за экспериментами, типа маркировки
процессоров «рейтингами производительности» вместо реальных частот,
использования памяти с не устоявшимися спецификациями и необходимости
покупки большого пропеллера с моторчиком для обдувания горячих Athlon'ов
и Duron'ов. Это интересно, и всегда есть повод поехидничать. Но
рекомендовать продолжаю решения от Intel, хотя бы потому, что использую
их сам уже много лет, и единственная попытка частично изменить привычке
вылилась в такой жуткий геморрой, что и врагу не пожелаешь. Кстати, в
материнскую плату на чипсете Intel я бы процессор AMD поставил без страха:
в свое время AMD K5 с чипсетом Intel VX работал очень недурно.

Несмотря на обладание весьма продвинутым железом, я остаюсь весьма
старомодным в методах его использования. В памяти до сих пор живут
склонности Windows 95 заглючить в самый неподходящий момент, если
одновременно работает больше двух программ, и даже второй лучше бы не
заниматься чем-то, что сложнее проигрывания компакт-диска. На современных
компьютерах (и современных же операционных системах, например – Windows
2000) можно без страха и заметного падения производительности печатать
в Word'е, слушать mp3 или wma, конвертировать пару сотен картинок из
формата TIFF в джипеги, а в углу экрана пустим беззвучно мерцать картинку
с TV-тюнера. Разумеется, все это время компьютер подключен к Интернет через
внутренний софтовый модем (чтобы процессору скучать было некогда; внешние
модемы все операции модуляции/демодуляции совершают самостоятельно), и
вместе с менеджером докачки «Годзилла», методично скачивающим фильм в мп4,
открыто десятка полтора окон Эксплорера, и в каждом крутится по
флэш-мультфильму. Для дополнительного впечатления добавим, что параллельно
с CD-ROM на CD-RW копируется диск без предварительного кэширования на
жестком диске, но, тревожась о целостности картины, добавлю – буфер CD-RW
должен обязательно поддерживать технологию защиты от опустошения, а то
Windows отведут ресурсы на очередной мультик, а про запись забудут: тут-то
болванка и запортится, а красивая конструкция, построенная нами, потеряет
львиную долю своей привлекательности.

Кстати, порекомендовал иметь жесткий диск не меньше 60 гигабайт, и тут же
вспомнил, что у самого стоит две штуки общей емкостью всего в 37. Причем
один, 17-гигабайтный Fujitsu образца 1999 года, совсем уж староват, и
подходит только для хранения архивов (с этой ролью он справляется отлично).
Надо, надо взять Maxtor гигабайт на 80 и обязательно с поддержкой UDMA/133.
Мой Fujitsu поддерживал UDMA/66, хотя первые материнские платы с этой фичей
появились только через четыре месяца после его покупки. Классическая
«мама» Asus P3B-F тоже не понимала прелестей прогресса, зато CUSL2-C
фичу нашла и распознала. Не уверен, что это сказалось на производительности,
но ведь приятно!

UDMA/133 – тоже из разряда милых ерундовинок (по крайней мере, для
80-гигабайтного Maxtor'а), и здесь уместно сказать лишь – «пусть будет».

Будем и мы. Наблюдать за неотвратимым приходом весны, за появлением листьев
на деревьях, травы на газонах, и вообще – реальной реальностью. Только не
забудьте убедиться, что вы действительно смотрите в окно, а не в большой
монитор, где чудеса цифровых технологий удачно подражают чудесам земным.
В следующий раз встретимся уже летом, и даже трудно представить – каких
сюрпризов от него ждать. Главное, чтобы не внезапный format c:

Искренне Ваш, автор.


Примечания.
1. Слово «эффективная», когда речь идет о памяти, связано с особенностями
технологии DDR. Реально память работает на 147.5 мегагерц, однако данные
передаются со скоростью, которую обычная SDRAM достигнет только на вдвое большей
частоте.

2. Когда речь идет о любящем деньги продавце, я имел в виду старый анекдот:
Бабушка продает на рынке помидоры по 10 рублей, хотя у расположившихся вокруг
конкурентов они идут по пятерке. На вопрос заинтересованного прохожего – чем
ее помидоры отличаются от других, бабушка отвечает: «Ничем, милок, просто я
деньги очень люблю»

3. После прошлого выпуска меня очень многие спрашивали - где можно прочитать
статью "Идеальный Компьютер"? Отвечаю: Идеальный Компьютер - не статья,
а журнал, вышедший в марте под моей редакцией. Прочитать его можно по адресу
www.computerra.ru/special


Большую помощь рассылке оказывает замечательный сервер http://ixbt.com - все о компьютерах.

Обсуждение на форуме
Рейтинг@Mail.ru