Helpix. Мобильные телефоны
Главная > Советы > Старое железо на новый лад

Старое железо на новый лад

21.06.2002

Доброй ночи, уважаемые читатели!

С радостью сообщаю, что на прилавках России появился спецвыпуск
"Компьютерра. Что взять с собой в отпуск?", вышедший под моей редакцией.
Мы с авторами постарались максимально доступно и подробно рассказать
о ноутбуках, карманных компьютерах, мп3-плеерах, цифровых фотоаппаратах,
видеокамерах, GPS-приемниках, портативных переводчиках и прочей полезных
летом (и не только) вещах. Каждый раздел сопровождается каталогами, призванными
помочь сделать окончательный выбор.

А мы продолжаем беседу о железках, которые за серьезные деньги способствуют
несерьезному времепровождению.


Пожаловавшись в прошлом письме на отсутствие интересностей в компьютерных магазинах,
я решил было забыть про апгрейды как минимум до осени. Нет, серьезно – зачем тратить
деньги на железо, если взамен не получаешь ни малейшего признака удовольствия? Лучше
джинсы покруче прикупить, большую флэшку для фотоаппарата, взять билет на самолет с
серебристым крылом – и вперед, за новыми «некомпьютерными» впечатлениями.

Но вот беда – на отдых еще время найти надо, а за домашним компьютером сидишь каждый
вечер, а в выходные – и круглые сутки. Вроде бы все хорошо, да вот беда: при выходе из
какой-нибудь серьезной игрушки на экране секунд 10 отображается какая-то ерунда, а винт
надсадно трещит. Не хватает обжорам Windows XP 256 мегабайт, ох как не хватает! Потерпел
до зарплаты, а потом пошел да купил еще 256 мегабайт, и не простые, а производства JetRam.
Как мне объяснили, JetRam – это удешевленный вариант Transcend (подобно Value RAM от
Kingston). В чем там разница – никто толком не знает, но цена баксов на 12 ниже, чем за уже
упомянутый Kingston. Установка модуля в компьютер прошла без приключений, и системе
заметно полегчало. Вообще, мы привыкли к этим безумным цифрам, а ведь всего лет пять
назад 16 мегабайт вполне хватало для работы и развлечений, а 32 казались совершенно
бессмысленной роскошью. Если углубиться в воспоминания, то можно рассказать о бодрой
«тройке» DX-40 с 4 мегами, где весело жили Windows 3.11 и Doom 2…

Кстати, на моем компьютере всегда установлены самые свежие трехмерные игры. Во-первых,
я их очень люблю, а во-вторых, именно эти игры помогают компании Nvidia так хорошо
жить, да и ATI в последнее время грех жаловаться. Если у ребенка (вне зависимости от
возраста; настоящий мужчина в душе всегда ребенок, не забывайте) человечки перед глазами
медленно бегают, а берданка стреляет не вовремя , он обязательно постарается эту проблему
исправить. Тут как тут Nvidia со своим «кардинально новым решением» раз в полгода
вылезает. «Вставьте нашу карту за 500 зеленых, и целых шесть месяцев горя знать не
будете!». Так вот в последнее время производители игр подкачали. Даже самые лучшие из
новинок прекрасно обходятся GeForce 2 Ti, а то и GeForce 2 MX400, если не выставлять
запредельных разрешений. Поставь процессор помощнее – и играй себе. У меня на
винчестере живут сейчас «Команч 4», «Medal of Honor», «Max Payne», «Return to Castle
Wolfenstein» - и как хорошо живут-то! Недавно к ним присоединился второй «Джедай» от
Lucas Arts, и тоже – в 1024х768х32 со всеми опциями на максимум весьма резв. Другой
вопрос, что играть в него скучно – заморочено и не больно красиво получилось, разве что из-
за звука не стер до сих пор (Jedi Knight 2 – едва ли не первая игра, поддерживающая все
новые возможности звуковой карты Audigy от Creative).

Но, читая обзоры серии GeForce 4 Ti, я стал все чаще задумываться. Ну не может быть, чтобы
за два года, прошедшие с момента выхода GeForce 2, в чипах не произошло серьезных
изменений. Таких, что при ближайшем рассмотрении не оказываются фантомами,
придуманными магами из отдела маркетинга. Не так давно мне в руки попал флагман ATI –
Radeon 8500. Поиграл с ним ровно час и без сожаления отнес обратно: ничего интересного в
нем обнаружить не удалось. Ну, побыстрее. Ну, картинка чуть получше (качество RAMDAC
у ATI всегда было отличным). Ну, технология TrueForm присутствует, которая в игре «Return
to Castle Wolfenstein» (другие о наличии этой технологии просто не знают) слегка повышает
реалистичность 3D-моделей, но для этого надо оч-чень внимательно всматриваться в экран, а
то не заметите ничего. Короче говоря, такие мелочи, что, возвращаясь к проверенной GeForce
2 Pro от MSI, забываешь о них мгновенно. После такого разочарования, покупать любой
ускоритель без предварительной пробы не хотелось. К счастью, проблемы «попробовать» у
меня уже давно нет, и на одни из апрельских выходных я отправился с MSI GeForce 4 Ti4600,
одолженную в дружественной Flash Computers.

Если бы я увидел GeForce 4 в первый раз , то, наверное, впечатлился ее размерами – такой
длинной платы расширения не могу припомнить со времен звуковых карт AWE32. Оно и
понятно – на плате установлены 128 мегабайт памяти , цифровой разъем для
жидкокристаллического монитора и коннектор для телевизора, плюс куча конденсаторов для
обеспечения стабильности работы. Все это очень здорово, но первая попытка установить
GeForce 4 в компьютер закончилась неудачей – карта упиралась в один из винчестеров.
Пришлось отсоединить все шлейфы, воткнуть виновницу торжества, а потом осторожно
просовывать IDE-разъем в сантиметровое пространство. И это у меня еще корпус
нормальный – Eurocase формата MiddleTower, а каково будет богатому любителю
миниатюризации, который не сможет установить этого монстра в MiniTower или desktop?
Чтобы не возвращаться к этому вопросу в дальнейшем, скажу пару слов о комплекте
поставки. Он явно скромноват для цены в четыре сотни: толстая кипа дисков, из которых
реально полезны лишь три (драйверы и полная версия игры No One Lives Forever),
разветвлитель телевизионного гнезда (входы/выходы двух сортов), лаконичная инструкция
(одна для всего семейства GeForce 4) и, собственно, сама карточка.

После загрузки Windows придирчиво посмотрел на двухмерную картинку. Мда, пожалуй,
немножко лучше, нежели на моей карте. Уровень ATI Radeon 8500 достигнут. Качество
воспроизведения DVD осталось прежним, несмотря на заявления Nvidia о каких-то серьезных
доработках в этом направлении. Не исключаю, что понизилась нагрузка на центральный
процессор (просто поленился проверять), но я никогда не смотрю DVD в фоновом режиме, а
если вдруг и решу заняться этим – мощности P4-1600 будет достаточно для параллельной
работы Word'а. VideoCD выглядят чуть глаже, но кто их сейчас покупает? Фильмы в Mp4
выглядят одинаково на любой карте, т.к., по моим сведениям, аппаратной поддержки этого
формата никто не реализовал.

Еще до замены GeForce на GeForce я установил тестовую программу 3DMark 2001 SE.
Сделал это потому, что очень сильно сомневался в своих способностях разглядеть серьезную
разницу и на этот раз, и решил воспользоваться средствами программными. Тест сам по себе
очень красивый. Его любят ставить на витринные компьютеры в магазинах, чтобы
произвести впечатление на потенциальных покупателей. Некоторые сцены оттуда у меня не
запустились – по причине отсутствия аппаратной поддержки пиксельных шейдеров, каких-то
«продвинутых» (advanced) пиксельных шейдеров и Environment Bump Mapping (это очень
интересная фича, которая придает текстурам рельефность). Обратил внимание на очень
медленную работу GeForce 2 Pro, когда в одном из тестов ей пришлось обрабатывать аж
восемь источников света – этакое милое слайд-шоу с карусельными лошадками получилось.
Но вот тесты закончились, и я записал оценку моей системы – 4407 попугаев.

Запускаю то же самое на GeForce 4 Ti4600. Частота ядра у нее 300 мегагерц, а памяти – все
650 (против 200 и 400 соответственно у GeForce 2 Pro). Добавляем сюда труды инженеров
Nvidia за два с лишним года и… Ничего не происходит. Первая сценка с разъезжающими по
экрану машинками проигрывается с тем же количеством кадров в секунду, что и на моей
карте. Круто! Начинается сценка с полетом на драконе, и здесь разница уже налицо – до 150
кадров в секунду на разрешении 1024х768 против максимальных 70-80 на старушке GeForce
2 Pro. Но если бы не цифры, изменений не заметил – в обоих случаях модели двигались
достаточно плавно, подтверждая мои мысли о суетности, более того – бессмысленности
прогресса в последнее время. На сцене с дядькой в темных очках (явно косящего под Max
Payne) число кадров скакало от 30 до 160, хотя внешних различий в плавности движения,
хоть убейте, разглядеть не смог. Не было заметно и улучшения/ухудшения качества
картинки. Только потом, разглядывая скриншоты, я вынужден был признать – да, на GeForce
4 Ti4600 изображение реалистичнее. Может быть это дело рук программистов 3DMark, но
освещение на ней выглядит получше. Другой вопрос, что разница явно не на 220 баксов
(именно такой разрыв между брендовыми GeForce 2 Ti и GeForce 4 Ti4600), а максимум на
полтинник.

А вот сценка Nature, которая на GeForce 2 просто не запускается, в который раз произвела
впечатление. Представляете – деревья, трава, речка, и все это живое, с солнечными
зайчиками и прочими почти настоящими красотами. Для пущего умиления не хватало только
пушистого зайчика, прыгающего по травке. Говорят, нечто подобное будет в
приближающемся Soldier of Fortune 2 (уже вышел! - С.В.), только, готов поспорить, работать эти
эффекты будут на любом ускорителе, имеющем 32 мегабайта памяти на борту (И работают. Хотя в
тестах все же красивее трава смотрится - С.В.). Может быть, в скриншотах разница и будет, но
оценят ее лишь богатые гурманы . На уже упомянутой сценке с каруселью и восемью источниками света
GeForce 4 Ti4600 тормозил немногим меньше предшественницы. Что же, подождем GeForce 6 и
Pentium 5 – 4000.

Остальные тесты пролетели довольно быстро, и конечная оценка выглядела впечатляюще –
аж 8434 попугая. В два раза рост! Честно говоря, ничего подобного я не ожидал. Тридцать
процентов, сорок – понимаю. Но сто! И это при незначительных визуальных различиях в
одних и тех же сценах! Честное слово, ситуация как с шампунями Head&Shoulders. Каждые
полгода по ящику кричат: «Наконец-то! Мы добавили в нашу смесь помет игуаны, и теперь
волосы будут особенно блестящие!». Может и правда эти добавки в шампуне появляются,
но мыть голову шампунем трехлетней давности было ничуть не хуже, чем современным.

Плюнув на тесты, решил попробовать Ti4600 на реальных игрушках. Забавнее всех повел
себя четвертый «Команч». При запуске он радостно сообщил: «Эх, чувак! До чего же у тебя
карта крутая! Меня как раз для нее написали!». Сообщил – и после внутреннего тестирования
производительности выставил все настройки точно так же, как на GeForce 2 Pro, разве что
качество отображения водных поверхностей по умолчанию стало «высокое» вместо
«нормального» (я вручную включал «высокое» качество – и без намека на тормоза). Полетал,
покружился – разница не чувствуется. Ох уж мне эти маркетинговые трюки! Кстати, при
возвращении на GeForce 2 Pro добрый «Команч» написал, что эта карта – просто класс, и для
него подходит просто идеально. Правильно, не надо никого обижать. Интересно, что он
напишет про TNT2? Остальные игры смену карты текстовыми сообщениями не отметили. Но
ощутимо быстрее забегала сцена высадки десанта в Medal of Honor, прозрачные поверхности
в Jedi Knight 2 перестали замечаться (раньше их изобилие понижало количество кадров в
секунду до критического уровня). И все. «Замку Вульфенштайн» и старой карты в связке с
Р3-900 хватало с запасом: постарались программисты, честь им и хвала. Английский Max
Payne на четвертом GeForce и вовсе отказался запускаться. Т.е. заставка появляется, но при
попытке загрузить сэйв или начать новую игру без лишних слов вылетаем в Windows. Вернул
GeForce 2 Pro – снова заработал. Вот и пойми его…

Повторюсь, я не могу понять – за что с нас пробуют содрать четыреста баксов? Кое-как могу
признать наличие смысла в покупке GeForce 4 Ti 4400 (частота ядра – 275 мегагерц, памяти –
550), который стоит на сотню дешевле, а по скорости уступает флагманской модели
незначительно. Наверное, неспроста под видом новой GeForce 4 MX продается, по сути,
слегка доработанный вариант GeForce 2 – с повышенными частотами ядра и чипа в сочетании
с некоторыми коррективами на уровне драйвера.

Читатель раздраженно щелкает пальцами: «Да что ты заладил одно и то же! Вот поставь
разрешение 1600х1200, и сразу оценишь пользу от GeForce 4 Ti!». Я-то оценю, у меня
монитор хороший. А вот абсолютное большинство пользователей, чьи мониторы не
поддерживают нормального рефреша в разрешении больше, чем 1024х768, не оценят. Не
оценит и постоянно растущая армия владельцев жидкокристаллических «пятнашек». Для них
Nvidia приготовила крутую отмазку – усовершенствованное полноэкранное сглаживание. Я
думаю, что большинству читателей «Скобяных изделий» знакомы принципы его работы, но
на всякий случай расшифрую. Вы видели «лесенку», появляющуюся по краям 3D-моделей в
играх? Не сказать, чтобы это сильно раздражало, но реалистичность происходящего явно
снижается. Лечится «лесенка» очень тяжелым для видеокарты способом: «физическое»
разрешение остается прежним, зато в недрах ускорителя рассчитывается картинка в
несколько раз большего размера (чем выше качества сглаживания, тем больше картинка).
Улучшается ли изображение? Пожалуй, что да. Особенно на скриншотах заметно. А во время
игры рассматривать края некогда – пристрелят. Сглаживание окажется очень кстати в
трехмерных играх, где упор делается именно на красоты – квесты, пошаговые стратегии и
т.д., но в тех продуктах, ради коих и затевается апгрейд, оно хорошо в виде изюминки. А
Nvidia предлагает его нам вместо целого торта.

Делаю вывод из своего раздраженного письма: все очень здорово. Нет смысла тратить
бешеные деньги на 3D-ускорители. Индустрия развивается нормальными темпами, и
производители игр всерьез задумываются о способностях геймерских компьютеров
переварить их творения, не то, что в 98-99 годах минувшего века. Так что оставьте все свои
компьютерные помыслы до осени, а сейчас задумайтесь – как бы поинтереснее провести
отпуск или каникулы. Возможностей так много, а времени так мало, поэтому… не
промахнитесь.


Большую помощь рассылке оказывает замечательный сервер http://ixbt.com - все о компьютерах.

Обсуждение на форуме
Рейтинг@Mail.ru