Helpix. Мобильные телефоны
Главная > Советы > Пишущие машинки

Пишущие машинки

10.08.2002

В далеком 1982-м году Борис Борисович Гребенщиков написал неожиданные строки: «Из моря информации, в котором мы тонем, единственный выход – это саморазрушение». Право же, о каком море могла идти речь, если наиболее популярным носителем информации в те времена была перфокарта, а в мало известных IBM PC дискета емкостью 360 килобайт считалась если не избыточной, то вполне достаточной для всех задач. Не исключу, что это пророчество или перевод какой-нибудь англоязычной песни (на то и другое БГ – мастер). Но даже сейчас, во времена 150-гигабайтных жестких дисков, двух-с-лишним-гигагерцовых процессоров и четырехчасовых фильмов, умещающихся на одном диске без потери исходного (читай – великолепного) качества, саморазрушаться никто не торопится. Наоборот – ученые ищут возможность создать 300-гигабайтный жесткий диск, 10-гигагерцовый процессор и способ уместить на диске все шесть частей «Звездных войн». И, чувствую, к выходу последней у них это получится.

Когда чуть больше года назад я купил свой первый CD-RW, это стало настоящим событием. Ваш покорный слуга тогда жил в Израиле, но писалку привез из Саратова, где проводил свой кратковременный отпуск. Причина проста: в России компьютерное железо стоит дешевле, вот и пользовался случаем. Причем не единожды: в 2000-м я из того же Саратова прихватил первый из семейства GeForce производства Creative, о котором и по сей день вспоминаю с большой симпатией.

Итак, покупка рекордера стала событием. Во-первых, накопилось такое количество ценной информации, что я стал всерьез опасаться за состояние «здоровья» моих жестких дисков. Разумеется, самое ценное с одного постоянно бэкапилось на другой и наоборот, но это приводило к пустой трате свободного места. По прибытию в Иерусалим срочно записал три болванки, подчистил винчестеры, и покой пришел в мою душу. Стоит ли говорить, что воспользоваться этой троицей мне ни разу не пришлось: вообще, можно все «самое ценное» стереть, и потом ни разу о стертом не вспомнить. Кроме, пожалуй, адресной книги, папки "Мои Документы", да свежих фотографий.

Во-вторых, Израиль – не Россия, и за два доллара там диск с игрой или фильмом не купишь. В лучшем случае за восемь, а это уже не шуточные деньги за такую, в сущности, ерунду, даже в небедном государстве. Поэтому привезенные из России диски народ старается скопировать подручными средствами, и тут уж без писалки не обойтись. Мой Panasonic 7586 со скоростной формулой 8/4/32 по тем временам был вполне достойным представителем своего племени, и по прошествии пары недель мои друзья возрадовались, ибо на их головы, как из рога изобилия, посыпались сборники мп3, фильмы и просто игрушки. К чистым болванкам привод относился крайне равнодушно, а конкретно – писал на все, что ему предлагалось. Вообще, если ваш рекордер начинает капризничать и пишет только на диски определенной марки, нещадно запарывая все остальные – стоит отнести его к специалисту, дабы выяснить причины такого поведения. Это не фича, как может показаться новичку, а банальный баг. Здоровый привод должен писать на любой носитель, кроме совсем уж совсем «паленого» или имеющего механические повреждения покрытия. Это уже на совести самого носителя – что случится с записанными данными через полгода, но поначалу проблем быть не должно в принципе. На Panasonic 7586 за год с лишним было записано порядка четырехсот дисков, и только на двух он всерьез споткнулся. Можете сами прикинуть статистику брака; лишь добавлю, что один из двух был запорот по нашей с приводом вине.

На старых писалках сам процесс записи выглядел чем-то очень серьезным, и требовал крайне трепетного к себе отношения. Ставим ее мастером на втором канале IDE, и лучше – никаких «рабов» поблизости . Когда началась запись – не вздумай чем-нибудь еще заниматься параллельно, а то буфер опустеет, и привет болванке. Так вот во второй раз мне почему-то захотелось послушать музыку с подключенного параллельно 7586 DVD-ROM, и мои действия были признаны достойными самого сурового наказания. До меня добраться рекордеру не удалось, поэтому он отыгрался на болванке, убив ее уточенным способом. Утонченность заключалась вот в чем: запись прервалась примерно на середине, и это было не какое-нибудь обновление бэкапа, а копирование только что купленного сборника программ, который планировалось в тот же день сдать продавцам. Не судите строго: на диске не хватало заявленной софтинки, из-за которой, собственно, он и был куплен, а вот его способности работать загрузочным могли пригодиться впредь. При копировании, как известно, на чистый диск сначала переносится содержание (Table of Content) оригинала, что и было успешно проделано. После этого, даже если ни один из файлов так и не появится на копии, последняя будет распознаваться любым CD-ROM и до тех пор, пока не кликнешь на каком-нибудь из вроде бы существующих «экзешников» или «джипегов», разницы не заметишь. Зато после клика можно понаблюдать – насколько данный привод умен и сообразителен. Скажем, DVD- ROM Asus E608 сделал всего лишь одну попытку найти фантом, после чего выдал сообщение о бессмысленности продолжения этого процесса. Зато 24-скоростной BTC долго мучил несчастный диск, то разгоняясь до предела, то почти замолкая, и только сосредоточенное помигивание желто-зеленого огонька на лицевой панели давало понять, что система не повисла, а просто задумалась. Процесс настолько захватил старичка, что отдать «мертвую» болванку он согласился только после нажатия на «Reset».

Собственно, ничего действительно страшного в отсутствии защиты от опустошения буфера нет, и при небольших объемах записи я мог бы мириться с этим еще довольно долго. Но в последнее время писать приходится чуть ли не каждый день – иногда по несколько дисков, а иногда по десятку мегабайт, поэтому захотелось подсократить еще и временнЫе затраты. Заглянул в прайс-листы, а там уже не то, что 8-скоростные писалки - даже «крутые» еще недавно 16х встречаются не у всех продавцов. Не то, чтобы это открытие меня сильно раззадорило, но как-то после работы я зашел в знакомый магазин и через полчаса ушел оттуда с новым приводом.

Сначала я польстился на новый 40-скоростной Teac, несмотря на свои продвинутые характеристики стоящий всего сотню долларов. Для сравнения: 24-скоростной Plextor обойдется в 150, и выложить такие деньжищи сегодня может только истинный фанат этой торговой марки. Всем остальным даже сотню тратить не обязательно – уже за 70 долларов можно найти популярный NEC 7900 c формулой 24/10/40. Головой-то понимаю, что даже 24х – это больше, чем надо, однако погоня за прогрессом – штука не менее затягивающая, чем женщины и азартные игры. С другой стороны, 40х – тоже крайность, поди-ка найди болванки, позволяющие запись с такой скоростью ! Что же, выбираю среднее – 32 скорости. Как на зло, моделей с такими характеристиками было всего две: Mitsumi 480XATE и TDK CyClone с таким длинным индексом в названии, что его страшно писать – «CYC-A321040-B». TDK выглядит очень стильно, благодаря полупрозрачному лотку, но платить за это на 10 долларов дороже, чем за 40-скоростной TEAC как-то не улыбалось. Mitsumi же совершенно невзрачен: серенькая кнопочка на грязно-белом фоне, вот и весь дизайн. Зато умеет писать CD-RW диски на 12х (отличительная черта приводов Mitsumi, начиная с 24х) и цена всего 80 долларов. Именно его я и унес с собой, оговорив на всякий случай возможность возврата в течение недели.

После первого запуска с новым приводом Windows XP сообщили о новом устройстве и начали его устанавливать. Тут же вспомнился старичок BTC, жевавший нечитабельную болванку до тех пор, пока не отобрали, потому что процесс установки сильно затянулся, а закончилось все намертво зависшей системой. «Reset», к счастью, все исправил, и мне даже не пришлось переустанавливать программу для записи: Easy CD Creator версии 5.1_E3c (именно так!) опознал привод и тут же на дивных двадцати четырех скоростях был на пробу скопирован какой-то фильм . Причем, благодаря наличию уже упоминавшейся защиты от опустошения буфера, скопирован на лету, с диска на диск, без предварительного перемещения файлов на жесткий диск.

Найти перезаписываемый диск с гарантированными 12х мне так и не удалось, поэтому для тестов пришлось использовать десятискоростной Philips, подвергнутый небольшому разгону . К моему удивлению, на двенадцати скоростях все отлично записалось и, что немаловажно, потом читалось на самом Mitsumi и DVD-ROM Asus. Увы, не все приводы столь терпеливы. Когда я попробовал использовать записанный таким образом диск в качестве тестового при написании большого обзора CD и DVD читалок для журнала «Компьютерра», добрая половина из тестируемых сошла с дистанции, не прочитав и половину данных. Тут же переписал все на паспортных 10х, и возникшая было проблема исчезла без следа. Но и полтора мегабайта в секунду против прежних шестисот килобайт – очень неплохо.

Кстати, хочу сделать комплимент способностям Mitsumi 480XATE к чтению старых и просто бракованных дисков. У меня в коллекции есть Video CD, от которого отказались все известные мне прежде приводы. То есть фильм напрямую вообще не открывается, а если попробовать скопировать файл на жесткий диск, то больше 80 процентов (в лучшем случае!) до последнего еще не добиралось. Mitsumi долго жевал диск, постоянно меняя скорость чтения, но в итоге переписал все до последнего байта. Впечатляет, что и говорить. К сожалению, эти способности не распространяются на обычные CD-ROM этой фирмы: по результатам моего тестирования, 48- и 54-скоростные читалки Mitsumi оказались в самом хвосте, как по скорости, так и по качеству чтения.

Я заплатил за обновку, потом задешево продал Panasonic. Этот апгрейд произвел ровно такое же впечатление, как замена еще не старого сотового телефона на модель посвежее. Пару дней радуешься новым наворотам, самоусладительно нажимаешь на непривычные кнопочки – а потом забываешь про всю эту чепуху. Главную-то функцию устройств такого рода – обеспечивать голосовую связь - еще никто не отменял. Да, теперь я могу записывать диски, параллельно работая над статьей и краем глаза смотря фильм с DVD в маленьком окошке, но, положа руку на сердце, восемь-десять минут можно запросто провести в отдалении от компьютера. Важна сама возможность записывать диски (или говорить по телефону), а все остальное лишь нюансы разной значимости.

Но внутренним рекордером теперь никого не удивишь. Куда интереснее рекордеры внешние, которые можно использовать с любым компьютером, имеющим разъем USB или FireWire. Сколько раз сам сталкивался с ситуацией, когда очень хочется переписать у знакомого фильм или полезный дистрибутив, обитающий на винчестере, а на CD-RW этот знакомый еще не разорился. Что же, нести свой? Так это надо развинчивать корпус, вынимать привод, потом проделывать аналогичную операцию с чужой системой, чего не каждый еще и делать позволит. Другое дело внешнее устройство: подключил быстренько, поставил программу для записи и, пока желанные файлы копируются, можно послушать восторженные размышления знакомого о прелестях прогресса. Мой взгляд всегда останавливался на прилавках с внешними рекордерами, но идея заплатить 250-300 долларов за скромную схему 4/4/6, тогда как встроенное решение 16/8/40 стоило от силы 150, казалась почти смешной. Разве что купить игрушку в дополнение к ноутбуку, да и то… пижонством отдает. Но скорости росли, цены падали – и вот ко мне на тестирование попал Iomega Predator, умеющий записывать диски на двадцати четырех скоростях, перезаписывать на десяти, а читать – аж на сорока. Оговорюсь, все это при подключении через интерфейс USB 2.0; наиболее распространенный сегодня USB 1.1 (все без исключения материнские платы под Socket 370 без дополнительной карты расширения поддерживают только его) ограничивает запись и перезапись до 4х, а чтение – до 6х. Как свойственно продукции Iomega в последнее время, облик Predator'а снабжен «изюминкой» - кружком с нарисованной спиралью, которая при раскручивании диска выглядит очень забавно. Но внешний вид – это не самое главное. Куда больше меня порадовала полная независимость этого привода от драйверов: в Windows XP я просто подключил его к USB, и через минуту уже записывал диск. Даже перезагрузка не потребовалась – полный Plug-n-Play, лишь в списке накопителей появилось еще одно записывающее устройство. Можно было воспользоваться стандартными средствами XP, но Easy CD Creator принял «Хищника» , как родного, поэтому предпочел работать именно с ним. Чтобы проверить надежность защиты от опустошения буфера (она появилась и здесь), скопировал пару сотен мегабайт напрямую с флэш-карточки (вставленной в совместимый с USB 1.1, а значит - довольно медленный, Card Reader) на Predator (подключенному через USB 2.0). Сбоев не было: в момент приближении «запасов» в буфере к критическому порогу, запись приостанавливалась, а потом, когда буфер снова пополнялся, работа над диском продолжалась.

Что меня смутило в этом симпатяге – невозможность работы от батареек. Не он один привязан к электрической розетке, и вроде проблем с доступом к ней быть не должно, однако сколько изящества добавило бы «Хищнику» отсутствие лишнего шнура! А еще смущает цена – под 200 долларов . Хотя опять же, как посмотреть. На 50 долларов дороже полностью аналогичного по характеристикам, но внутреннего Plextor'а, много это или мало? Пусть каждый читатель придерживается своего мнения, а путешественникам вроде меня, наверное, мобильность будет поважнее цены. Или – простите за каламбур – равноценна.

Не могу удержаться от упоминания о рекордере Samsung 232B, недавно появившемся в моем рабочем компьютере. По всем основным параметрам очень похож на моего Mitsumi, но буфер имеет восемь мегабайт против моих двух (что при наличии защиты от опустошения совершенно неважно, однако радует серьезностью подхода к проблеме) и поставляется в коробке, кроме привода содержащей еще два фирменных чистых диска (CD-R/CD-RW) и лицензионный пакет Nero Burning Rom. У меня нет личной статистики брака по рекордерам Samsung, но марка в целом весьма достойная, внешний вид устройства радует глаз, а цена пониже, чем у Mitsumi – порядка 75 долларов за retail-версию. Что же, посмотрю на всю троицу в действии, а если вдруг к слову придется – расскажу о ней в будущих письмах.

Лето в самом разгаре, а мой короткий отпуск, к сожалению, давно закончился. Вроде совсем недавно делал апгрейд, и ничего кроме видеокарты в ближайшее время модернизировать не собирался, ан нет! Фирма Intel выпустила семейство новых чипсетов, и вот уже материнская плата Canyon на самом мощном из них – i845G – лежит на моем рабочем столе в ожидании тестов. Главные отличия этого чипсета от очень удачного i845D – наличие поддержки новомодной частоты шины 533 Мгц и встроенное видео, которое, по информации с «железных» сайтов, обеспечивает производительность на уровне GeForce 2 MX200. Не сказать, чтобы меня сильно заводили эти функции, но от второго какой-то прок должен быть. Да и вообще, интересно посмотреть в работе новинку от Canyon. Всего три месяца назад познакомился с этой маркой, и комплект поставки материнских плат выглядел тогда весьма лаконично: сама плата, пакетик с шлейфами, компакт-диск и книжечка инструкции. Теперь на плате присутствуют целых четыре USB-разъема (против прежних двух, да все новые к тому же поддерживают USB 2.0), плюс две платки расширения (второй COM-порт, джойстик, SPDIF IN/OUT) и специальная заглушка для корпуса (это уже вообще изысканно!). Инструкция из скромной книжечки превратилась в целый журнал формата А4 . Короче, прямо сейчас приступаю к апгрейду, подробности которого вы, наверное, узнаете в сентябре.

Искренне Ваш, Сергей Вильянов.

P.S. Спасибо фирме Flash Computers за предоставленные устройства чтения и записи.

Обсуждение на форуме
Рейтинг@Mail.ru