Helpix. Мобильные телефоны
Главная > Советы > Клятва Игрока

Клятва Игрока

30.11.2002

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Этот текст слегка перележал в моих архивах, но вроде бы актуальности не потерял. В качестве компенсации за свою невнимательность обещаю в самое ближайшее время выпустить еще одну рассылку, посвященную цифровому фото и новому продукту от компании Iomega.


О, таинство апгрейда! Думаешь о нем, ждешь его, копишь деньги, дабы таинство было с оттенком волшебства, не отдавая казенщиной, как торопливые речи священника во время венчания, когда до конца «рабочего дня» осталось всего ничего, а у дверей храма нервно гуляют еще четыре пары. И вот дождешься, сходишь в магазин, выберешь железки получше, отдашь кучу денег, вернешься домой с блаженной улыбкой на лице, а родные уже поджидают. Выслушав напоминания, что вообще-то надо бы на рынок сходить, собаку выгулять и совершить романтическую прогулку в парк, ты отвечаешь: «Да-да-да, вот только за пятнадцать минут железки воткну – и сразу пойду». Только устремишься к компьютеру - а остальное население квартиры тут же запирается на крючок в другой комнате и, судя по звукам, двигает к двери мебель потяжелее. Искренне недоумевая («Чего это они? Я ж сейчас мигом все сделаю, не в первый раз!»), ты снимаешь крышку с корпуса, меняешь детали на новые и… день пропал. Снова все те же симптомы невроза с оттенком шизофрении: напряженное всматривание в экран, сжатые в кулаки ледяные пальцы, тихие разговоры с неодушевленными предметами и самим собой («Тупое маздаище! Весь ум в красоту ушел!), крики радости и скорби по очереди. Очнувшись через несколько часов или дней, ты снова понимаешь, что нельзя так серьезно относиться к глюкам железа, обещаешь себе и близким «больше никогда», и близкие тебе, конечно верят. Но мебель далеко от двери не отодвигают, потому как ученые уже.

Настроение сегодняшней рассылки должно быть светлым и с оттенком грусти: ровно девять дней назад скончался зверек по имени жаба, которого я так долго лелеял и холил, надеясь в его милой мордочке всегда иметь надежного стража собственного кошелька. Увы мне, грешнику – стоило выйти новой Игре (именно так – с большой буквы), как про зелено-бурого друга тут же забыли, и он от обиды откинул свои перепончатые конечности. Я говорю об игре Mafia, недавно появившейся на моем жестком диске. Сейчас в Интернете идут жаркие споры на тему: «Что лучше, Mafia или Grand Thieft Auto 3?», хотя, наверное, спор здесь просто неуместен. GTA3 – это порт с приставки Sony Playstation, причем процесс портации сделан довольно коряво, из-за чего даже на достаточно мощных машинах разрешение больше 800х600 убивает всякую играбельность. Впрочем, хватит и этого: акцент сделан на действие, а ждать от приставочного порта визуальных красот, как минимум, наивно. Две плоскости плюс один вектор – это дерево. Несколько полигонов с глазками – это человек. То же без глазок и на колесах – машина. Помещаем все это в довольно просто нарисованную модель города, придумываем кучу миссий, добавляем великолепное звуковое оформление – вот и получился идеальный убийца свободного времени. Кроме шуток, я в GTA3 играю уже месяца два (правда, с перерывами), и впервые заметил все убожество графики только после знакомства с Mafia. Раньше сравнивать особо не с чем было, да и затягивает игра очень быстро.

Здесь стоит сделать лирическое отступление. Я уже очень давно ждал появления игр, в которых можно будет просто ходить по трехмерным улицам, задирать прохожих, заходить в дома, короче – максимальный интерактив без привкуса нелюбимых мною РПГ . Нечто подобное уже встречалось в квестах (вспомните блаженной памяти Little Big Adventure), но там все было сильно заскриптованно, и если авторы игры не решили, что в этот момент надо поболтать с каким-то персонажем, то в ответ на поползновения геймера последний в лучшем случае отделается эквивалентом требования отстать, да побыстрее. Оно и понятно: до недавнего времени мощности «среднего компьютера», на который ориентировались производители игр, были невелики, и даже виртуальная деревушка из трех улиц и сотни обитателей повергла бы его в ступор. Сегодня же, когда дешевые Celeron перевалили гигагерцовый барьер и разменяли второй гигагерц , а на бюджетных видеоускорителях ставят не меньше 32 мегабайт быстрой DDR, появление столь «глобальных» игр вполне ожидаемо. Вот они и появились.

GTA 3 – первая ласточка, маленькая и скромная. Mafia – первый ястреб, который, конечно, тоже птичка, но совсем другого полета. Покатался я по точной копии Лос-Анджелеса образца 30-х годов в разрешении 800х600, насмотрелся на дикую «лесенку» по краям каждой модели (а моделей там ох как много!) и поспешил в магазин за обновками.

Прицел у меня был однозначный – ATI Radeon 9000 Pro. Эта недавно появившаяся на прилавках видеокарта стоит всего сто долларов за 64-мегабайтную версию , а по скорости соперничает с Radeon 8500LE и GeForce Ti 4200. Отметим – в разогнанном состоянии. На стандартных частотах отрыв от конкурентов (стоящих, соответственно, 150 и 175 долларов) ощутим, хотя все больше по тестам – вряд ли вы на глазок заметите разницу в 5-6 кадров, мелькнувших за одну секунду. А видели бы вы, как Radeon 9000 Pro уделывает линейку GeForce 4 MX! О модели MX420 и говорить не приходится, этого дешевого уродца обижают все подряд. Но MX440 и MX460, стоящие так же или дороже нового Radeon'а, серьезно отстают от последнего даже на современных играх, а что будет завтра? Ведь серия GeForce 4 MX аппаратно не поддерживает DirectX 8.1, что в переводе на более-менее человеческий язык означает неумение работать с технологией шейдеров. Из маркетинговой фишки эта технология превращается в игровую реальность (и какую красивую!), и уже в следующем году, до наступления которого осталось совсем чуть-чуть, незнакомые с шейдерами видеокарты плавненько переместятся в разряд бизнес-решений, где конкурентов, умеющих открывать окошки Word'а в разрешении 1024х768 (и все это за 30 баксов) без «джифорсов» хватает.

Я прикинул, что производительности этого продукта ATI мне вполне хватит, да к тому же кино на компьютере сейчас смотрю куда больше, чем играю; о традиционном для ATI качестве работы с видео напоминать не буду . Да и экономия солидная получается: планировал истратить на будущую видеокарту долларов 200, а тут всего сотня выходит! Подумал и решил: куплю тогда и винчестер побольше, а то мне моих 37 гигабайтов хватать перестало. И все Mafia виновата: при инсталляции потребовала аж под три гига свободного места, из-за чего пришлось стереть дистрибутив MS Office и фильм The Crow в mp4. Это ерунда, что «офис» на куче компактов есть, а Mafia пиратская, с трех дисков на два ужатая : главное, прецедент для апгрейда появился.

Но не я один такой умный в нашем городке. Пришел в любимый магазин, достал деньги, но меня тут же огорошили: извини, дорогой, Radeon 9000 Pro, как пирожки в базарный день расхватывают, остались только обычные 9000. Так ведь с утра их навалом было! То с утра, отвечают, а сейчас уже четыре часа дня, приходи теперь в понедельник. Что же, прикажете мне неделю сидеть со старой видеокарте, потому что до следующих выходных все равно времени на замену не найду? Не на того напали! Достал из тайного отделения бумажника лишнюю сотню и купил GeForce Ti4200 с 128 мегабайтами памяти на борту. Варианта было целых три: Asus, MSI и Chaintech. Первая пара стоила практически одинаково – 196 и 195 долларов соответственно, что меня порядочно удивило. Вроде бы Asus всегда отличался непомерными аппетитами, а MSI, напротив, гуманной ценовой политикой, куда же все ушло? С другой стороны, еще года полтора назад фирмы сами разрабатывали дизайн своих продуктов, определяя таким образом схему ценообразования. А сейчас они клепают карты по reference-дизайну от Nvidia и на выходе продукция разных брендов отличается только цветом кулера. Наверное, и по поводу цен решили тоже не напрягаться. Карта от Chaintech стоит аж на 20 долларов дешевле, но в комплекте отсутствовали переходники TV-Out и с DVI на D-Sub . Минимализм, конечно, штука для кошелька приятная, но опыт подсказывает, что скупость в подборе содержимого коробки частенько свидетельствует о второсортных комплектующих самой карты. Работать-то она будет, но нам, оверклокерам, такой подход, как нож по сердцу. В итоге выбрал Asus, оговорив сразу возможность замены его на Radeon 9000 Pro, как только последние появятся в продаже, а я найду время для очередного приключения подобного рода. Винчестер подбирался еще проще: мне требовалась емкость 80 гигабайт со скоростью вращения шпинделя 7200 об/мин, таковых оказалось всего два: от IBM и Seagate. Вроде бы возвраты по Seagate у фирмы чуть меньше айбиэмовских, так что взял его. Вообще, жесткие диски всей великолепной пятерки – Western Digital, Seagate, Maxtor, IBM и Samsung – крайне похожи друг на друга, и поэтому даже я, давний поклонник WD, перестал обращать внимание на торговые марки. Между нами говоря, в декабре должны появиться в продаже винчестеры с интерфейсом Serial ATA, который ощутимо быстрее даже ATA/133, и вроде бы стоит посоветовать дождаться их. Однако, вряд ли произойдет параллельная революция в механике самих винчестеров, которым и «старого» ATA/100 хватает с запасом. Вероятно, в ближайший год-полтора будет ситуация, как в свое время с Ultra DMA: «Все хотят, потому что, типа, круто, но в чем крутизна – непонятно».

Привез обновки домой, клятвенно пообещал окружающим, что апгрейд займет максимум полчаса, ну а дальше все было как в эпиграфе.

Я понимаю, что большинство описанных ниже неурядиц вызвано моей приверженности операционной системе Windows XP. Дело даже не в приличной для изделия Microsoft стабильности (с другими не работал за отсутствием достойной замены) и корректной поддержке нового железа. Красивые они! Раньше сидел на связке Windows 2000&Windows 98 (первые для работы, вторые для игр) и горя не знал, а вот поставил XP, убил неделю на доведение их до ума , и с тех пор играю и работаю в одной системе. Не без удовольствия. Итак, видеокарта была установлена вместо старой GeForce 2 Pro, винчестер на время переноса информации заменил привод DVD (ну нет у меня свободных IDE-каналов) – поехали! Изделие от Asus распозналось системой мгновенно, драйвера установились без запинки, я запустил какую-то игру и… выругался. Старый баг Windows 2000/XP, когда в играх, использующих Direct3D и OpenGL, частота обновления экрана снижается до 60 Гц демонстрировал себя во всей красе. С GeForce 2 Pro я пользовал утилиту Nvidia Refresh Rate Fix, но GeForce 4 прежняя версия признавать за свою отказалась, а ничего новее, к сожалению, автор утилиты не написал. Пошарил в Интернете и обнаружил утилиту с похожим названием и полностью аналогичной функцией – насильственным повышением частоты обновления до разумных значений. NVRefresh Tool – так ее звали – мою карту распознала, отрапортовала об успешном завершении трудов и попросила перезагрузить компьютер. Я послушался, но напрасно – ничего не изменилось, экран в играх продолжал мерцать. Попробовал покопаться в настройках DirectX – тщетно. Совсем уж отчаялся, но тут пришел спасительный совет по ICQ: попробуй RivaTuner . Собственно, этой утилитой я пользовался и раньше, когда разгонял чипсет GeForce 2 Pro, но о способности исправлять недоделки Microsoft, появившейся в новой версии, слышать не приходилось. Единственное предварительное требование, выставленное утилитой – поставить родной драйвер монитора, потому что со стандартным икспишным «Plug and Play Monitor» она работать отказывалась (видимо, из чувства благородного омерзения). Что же, пришлось скачать его с сайта NEC-MITSUBISHI, и после очередной перезагрузки мерцание исчезло. Но! Автор RiveTuner – не волшебник какой-нибудь, поэтому лечит проблему методами, соответствующими безграмотности Microsoft. Типа, избавления от геморроя большим паяльником или уничтожения таракана направленным взрывом водородной бомбы. RivaTuner жестко устанавливает для каждого режима определенную частоту и ее уже не волнует: двухмерная картинка или трехмерная. 1024х768? Вот вам 100 Гц. 1152х768? Вам, согласно драйверу 85 положено, получите. А мне плевать, что всегда сто было, я за Мелкософтом лужи подтираю и на сантименты сил не имею. В 1280х1024 вообще больше семидесяти пяти не получите, и тех девать некуда.

Можно работать и на восьмидесяти пяти, но я уже привык к сотне, да и что за дела такие – вчера можно было, а сегодня нельзя! Честными способами изменить ситуацию не удалось, поэтому скормил XP драйвер от 19-дюймового монитора, а в нем, к счастью, частоты все правильно прописаны.

Уфф, справился. Осталось всего ничего – выяснить способности карты к разгону. Здесь меня ждало некоторое разочарование: по умолчанию Asus выставил 250 мегагерц для чипа и 440 для памяти, хотя даже бренды из нижнего звена (не будем тыкать пальцем) на рекомендации Nvidia плюют и ставят на памяти 550, как у GeForce Ti4400. Я слишком устал от предыдущих операций, так что быстренько фирменной утилитой разогнал карту до уровня 260/500 (думаю, разберетесь – что чему соответствует) и стал исследовать реакцию игр на долгожданный подарок.

Докладываю: разница с GeForce 2 Pro есть и видна невооруженным глазом. Мои любимые старички, вроде Medal of Honor и Return to Castle Wolfenstein резво бегают даже в 1600х1200, а GTA3 с Mafia мало того, что позволили переключиться в 1024х768, так еще и двукратным FSAA играть можно! Не сказать, чтобы от сглаживания мне сильно вставило (и не такое видывали), но если не в ущерб игровому процессу – пускай будет. Считать FPS в игрушках уже давно перестал, для таких целей держу 3D Mark 2001SE, и вот он-то меня удивил всерьез. Прогнал все тесты, включая недоступные для GeForce 2 и GeForce 4 MX сценки с использованием шейдеров, и осталось у меня ощущение, что скорость как минимум не хуже, чем на GeForce Ti4600, которую я брал на тестирование в Flash Computers в апреле этого года. Запомнил итоговый рейтинг – 9334, полез в архив, дабы сравнить его с результатом флагмана Nvidia и малость оторопел. Ti4600 в свое время показала всего 8434 попугая. Ну да, процессор тогда был на 300 мегагерц медленнее, память работала в более гуманном режиме, кэш в два раза вырос, но, пардон, и частоты у GeForce 4 Ti4600 300 мегагерц на ядре и 650 на памяти, против скромных 260/500 у моей карты! Вероятно, все упирается в версию драйверов, которые с тех пор несколько обновились, но сказать точно – выросла производительность везде или только в любимом многими тестерами 3D Mark 2001SE – я не рискну.

Удовлетворившись общением с видеокартой, я наконец-то обратил внимание на жесткий диск. Как и следовало ожидать, Windows XP устройство с индексом ST380021A заметили, но предпринимать какие-то действия, вроде предложения отформатировать его или буковку присвоить, не торопились. Запускаю «Колдуна по добавке оборудования» , а он в ответ: «Сейчас занят, какую-то штуку инсталлирую, обращайтесь позже». Подумал, что он с видеокартой еще не смирился и перезагрузил компьютер, однако реакция колдуна прежней осталась. Fdisk в Windows XP отсутствует (или, по крайней мере, на свою кличку не отзывается), как же мне отформатировать эту красоту 80-гигабайтную? К счастью, под руками оказался дистрибутив Partition Magic Pro 7.0, который позволил не только создать разделы на диске и отформатировать их в NTFS, но и поменять буковки, разбросанные Windows XP в загадочном порядке, словно хвостом сердитого ишака. Скопировал на обновку все данные с верой и правдой прослужившего мне три с лишним года Fujitsu емкостью 17 гигабайт, поставил последний на полку, завинтил крышки корпуса, тут и сказочке конец.

Чувствую, что моя жажда апгрейда утолена надолго, так что буду выращивать из головастика новую жабу и копить деньги. Заставить меня снова залезть внутрь компьютера заставит лишь какой-нибудь Radeon 9700 Pro или трехгигагерцовый Pentium 4, потому что даже самый мелкий апгрейд по-прежнему отнимает уйму времени и нервов. Нервные клетки, как выяснилось в свежих исследованиях, все же восстанавливаются, а вот кто мне восстановит минувшие выходные?

Обсуждение на форуме
Рейтинг@Mail.ru