Helpix. Мобильные телефоны
Главная > Советы > В поисках идеального монитора

В поисках идеального монитора

06.04.2003

«Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Этот лозунг еще недавно красовался в любом сарае, где только можно было поставить проектор и поставить пару рядов кресел. Вроде бы, ничего особенного – любовь господ коммунистов к цитированию дедушки Вовы по любому поводу вошла в правила игры «Построение светлого будущего» и почти не резала глаз. Но не зря говаривал Иосиф Виссарионович: «Надо читать Ленина!», многозначительно поднимая кверху пожелтевший от табака указательный палец. Если бы читали, то каждый поход в кино начинался бы с пятиминутки здорового и совершенно бесплатного смеха.Впрочем, и сейчас не поздно. Цитирую письмо Владимира Ильича, из которого неизвестные доброжелатели выдрали кусочек и написали где ни попадя: «Так что, товарищ Луначарский, если вы считаете, что из всех искусств для нас важнейшим является кино, то вы глубоко заблуждаетесь».

Наверное, не стоит сейчас рассказывать историю моей любви к кино. Гораздо важнее, что вот уже два года я смотрю фильмы исключительно на компьютере, и, несмотря на ухмылки некоторых старших товарищей , в ближайшее время менять привычку не планирую. Разве что упадет с неба большая-пребольшая квартира, где даже на самом большом мониторе, если поставить его в другом конце гостиной, не отличишь Арнольда Шварценеггера от Джулии Робертс. Тогда придется купить телевизор побольше, задействовать TV-Out на видеокарте и… все, собственно. Звук все равно оставлю на совести Creative SoundBlaster Audigy, разве что прикуплю комплект акустики помощнее.

Поймите меня правильно. Разумеется, миллионы людей по всему миру не могут ошибаться, и покупка некомпьютерного кинотеатра имеет смысл. Но сколько раз мне приходилось наблюдать, как роскошный DVD-проигрыватель с просто шикарным ресивером, оснащенные не самой дешевой акустикой, втискивают в пространство типовой гостиной советской многоэтажки, называя это кинотеатром. Хорошо, если хоть телевизор имеет диагональ дюймов двадцать девять, а то приходилось мне с месяц назад наблюдать домашнее кино на стандартной 21-дюймовой «соньке»… Бог с ней, с диагональю. Авторы фильмов, потеряв надежду впечатлить нас чудесами визуальными, переключились на звук и немало преуспели в этом. Пусть ваши проигрыватель с ресивером поддерживают все самые прогрессивные стандарты, но если колонки стоят по углам виртуального квадрата со стороной чуть больше двух метров – а именно такие ограничения накладывает суровая реальность советской квартирной планировки – о панораме звука лучше и не мечтать. И еще один нюанс: в стандартную комнату лучше не покупать слишком мощных колонок. Редкий производитель «доводит» свое изделие до такого совершенства, что звучание комплекта радует слух при любом уровне громкости. Обычно у динамиков есть некий порог, ниже которого слушать их просто не интересно, но что же делать, если по достижению такового соседи сверху и снизу начинают барабанить по батарее, а нервная бабушка из квартиры напротив привычно колотит сухим кулачком по звонку и строит жуткие рожи в дверной глазок? Один мой товарищ, отчаявшись бороться с таким жестоким непониманием, купил коттедж на Рублевском шоссе, и теперь смотрит фильмы в свое удовольствие, но готовы ли вы тратить время на такой переезд из любви к искусству?

Все к тому, что ездить на двенадцатиместном лимузине в булочную через дорогу очень круто, но страшно неудобно. Пока будете разворачиваться и парковаться, успеете раз пять пешком туда и обратно сбегать. Если уже обзавелись огромной квартирой с толстыми стенами (или, подобно моему товарищу, завтра переезжаете в собственный коттедж), «некомпьютерный» домашний кинотеатр – единственно правильный выбор. А если пока живете во вполне обычном многоквартирном доме и пока не скупили все квартиры хотя бы на своем этаже – не стоит фыркать в сторону компьютера.

К слову, у меня расстояние между передней и тыловой парами колонок приближается к трем метрам, а внутри пары динамики раскинулись метра на четыре. Мощность комплекта от Labtec (паспортная, а не пиковая!) порядка 30 ватт, которых для моей комнаты хватает ну с очень большим запасом. При желании могу заставить подрожать стекла, если поставлю диск «БГ&Deadушки», но делаю это очень редко – мне почему-то больше нравится спокойно смотреть кино и слушать музыку, не отвлекаясь каждые три минуты на откачивание бабушек, чьи любимые кошечки так и норовят сигануть на тебя со старинного буфета. В общем, на звук мне ругаться грешно, а вот монитор подкачал. Нет, для работы лучше 17-дюймового NEC FE750 я бы и не стал искать, но вот кино смотреть с дивана было некомфортно. Чуть- чуть, а не хватает диагонали. Кресло каждый раз подтаскивать надоело, вот и решил я ровно через год после покупки FE750 озаботиться заменой его на что-нибудь 19-дюймовое.

На рынке мониторов уже года два идет тихая война, жертвами которой, как ни странно, становятся ни в чем неповинные покупатели ЭЛТ-моделей. Помнится, когда брал свой NEC в известном мониторном магазинчике, мне по блату вынесли его из подсобки, прямо как в старые злые времена. На вопрос: «А почему, собственно?», мне разъяснили, что FE750 с производства снят, а на смену ему пришел FE750+. Модель с плюсом стоит подешевле, но зато ее меню победнее настройками и геометрия частенько прихрамывает. И в модельных рядах других фирм – ровно такая же картина. Японцы с корейцами нам не враги, просто ЖК- мониторы стали настолько совершенными, попутно подешевев до весьма соблазнительного уровня, что единственным шансом сохранить свой ЭЛТ-бизнес стало постоянное снижение цены. Тут контроль качества слегка ослабили, там электронику попроще использовали, упростили внешний вид корпуса – и вот уже прилавки ломятся от 17-дюймовых мониторов с вполне приличными паспортными данными, а цена их ниже двухсот пятидесяти, а то и двухсот долларов! Куда там ЖК угнаться за такой халявой! Да и массовый потребитель, по большому счету, не страдает. Зануд, вроде меня, которые размышляют о геометрии и сведении, считанные единицы. Средний домашний пользователь про такие тонкости не слышал, а про корпоративных и говорить не приходится. Поставили тебе на стол большой монитор – работай, не жужжи. А то со склада 14-дюймовый принесем, не поленимся.

Год назад практика упрощения касалась лишь 17-дюймовых моделей , а сегодня вовсю удешевляют и «девятнашки». Мыслимо ли, дешевле самой дешевой LCD-«пятнашки» - за 340 долларов - можно купить 19-дюймовые Samsung 959NF (с трубкой Diamondtron), LG F900B или младшую модель Iiyama. Возможно, они не самые продвинутые на рынке, но если б мне пришлось выбирать между ними и любой ЖК-«пятнашкой», вам не стоило бы ждать от профиля монитора на моем столе излишней стройности.

К вящему сожалению моего видавшего виды бумажника, его владелец привык к хорошей жизни. NEC FE750 без труда держал 1152х768 с частотой обновления экрана 100 Гц, так что от нового монитора я ожидал не меньше 1280х1024 с тем же рефрешем. Цена таких моделей стартует на позиции 450 долларов. Дорого? А если вспомнить, что столько же просят за приличную ЖК-«пятнашку»?

Список мониторов, отвечающих моим требованиям, оказался на удивление невелик. Iiyama Pro 454, Philips 109P40, Sony E450, NEC FE991SB, Mitsubishi Diamond Pro 930SB и… все. Sony моя любимая фирма не возит, от Iiyama менеджеры дружно отговорили (мониторы хорошие, но допуски при наладке великоваты и сервис-центр очень недружелюбен к несчастным посетителям), NEC в разрешении 1280х1024 выдал лишь 90 Гц – чем ближе к финишу, тем меньше претендентов. Согласно закону подлости, когда я приехал в магазин с деньгами, «филипсы» закончились, и вместо долгих размышлений над грудой мониторов, о которых можно было бы написать пару страниц убористым почерком, мне осталось лишь попросить вынести на тестировочный (чуть было не написал – разделочный) стол продукт Mitsubishi. Кстати, размышлять над выбором между NEC и Mitsubishi особого смысла не имеет, потому что две фирмы давно создали «мониторный» альянс, под разными марками выпуская весьма и весьма похожие изделия. Собственно, в дизайне и различия: трубка и электроника, вне зависимости от надписи на лицевой панели, используются идентичные. В последнее время под маркой NEC выпускаются с основном ЖК-мониторы, а на откуп Mitsubishi отданы ЭЛТ, но это мое личное наблюдение, которое я еще не успел обсудить с советами директоров уважаемых компаний. Некогда, знаете ли, в Японию слетать, работой завалило…

Извлеченный из коробки монитор порадовал стильным дизайном (обрамляющая рамка серого металлика на мутно-белом фоне, вся верхняя часть корпуса в меленькую дырочку) и прекрасным сведением, но геометрия его навевала мысли о честной тройке за четверть, которую многоскорбный автор схлопотал в десятом классе. Вызванный спец тут же открестился от попыток настроить изображение, дескать, что вы хотите, уважаемый, це ж жертва экономии, а геометрии нонче все на ЖК жить переехали. И ушел, оставив меня наедине с печальными мыслями – ведь старый монитор я уже успел продать. Зачем-то открыл бумажник, заглянул в потайное отделение, и совершенно случайно обнаружил там забытую когда-то сдачу, около 400 долларов. «Ого!», - сказали мы с Евгением Антоновичем, - «Ведь теперь можно и ЖК с такой же диагональю прикупить!». Не успел оглянуться, и вот уже на столе красуется Philips 180P2G, роскошный 18-дюймовый монитор черного цвета и парой колонок, встроенных в основание. Спец тут же Nokia Test запускает – любуйся! Да я и не глядя знаю, что круги там идеальные, хоть циркулем проверяй. Зато цвета потусклее, чем на новенькой Mitsubishi. И кино не всякое посмотришь: матрица в этом «филипсе» очень быстрая для такой диагонали (время отклика всего 30 мс), но во время просмотра чего-нибудь динамичного, вроде сцены налета японцев в «Перл-Харборе», нет-нет, да и промелькнет по экрану характерная белая полоса. Не успела-с. Полосы эти видят далеко не все люди, в чем я легко убедился, проведя небольшой социологический опрос окружающих.

Но что прикажете делать, если мой глаз чувствует разницу между 85 и 100 герцами обновления экрана, а уж такое не увидеть ну никак не может. И еще одну тонкость, точнее – издержку технологии, продемонстрировал мне матерый техник Тарас Иванович. Запустил он тест на сведение , ткнул пальцем в экран… Тут я и обмер. Если помните, там решеточка такая разноцветная, сине-красно- зеленая. (Convergence в Nokia Test) Так вот на границе цветов по вертикали лесенка наблюдается. Это ж только на ЭЛТ каждая точка из трех лучей генерируется и постоянно закрепленного за собой места цвета не имеют. А на ЖК все наоборот: пикселы хоть и маленькие совсем, однако закреплены на матрице намертво, и каждый с рождения знает – каким цветом гореть будет. На фотографии этого не заметишь, а в тесте невооруженным взглядом видно – при переходе из одного цвета в другой линия смещается то вправо, то влево.

Спрятал я подальше заветные 400 долларов. К легким глюкам геометрии ЭЛТ я уже привыкнуть успел, а вот справятся ли мои ослабленные зимой нервы с полосками и лесенками – не уверен. Стал задумчиво копаться настройках Mitsubishi, пробовать овалы к круги превратить. Спец, тихонько возникший за спиной, молча понаблюдал за моими потугами, со словами «Дай-ка я!» отодвинул в сторону и буквально за три минуты довел картинку до практически идеального состояния. Если бы я не видел процесс наладки, вряд ли поверил бы в возможность сотворения подобного без замены экземпляра. Кстати, спец дал мудрый совет для любителей правильных кругов на экране: устанавливайте разрешения, точно соответствующие пропорции 4х3, характерную для большинства мониторов и телевизоров. Примеры такого разрешения: 1024х768, 1152х864 и 1280х960, но никак не 1280х1024: там при делении дробное число выскакивает, отчего круги склонны менять форму. Я не стал напоминать спецу его слова о непригодности конкретного экземпляра для каких-либо настроек. То ли из чувства благодарности, то ли из понимания, что даже лучшим из нас порой свойственно лениться. Особенно лучшим.

Долго ли, коротко ли, но живу я с новым монитором уже полтора месяца. Казалось бы ерунда, всего два дюйма прибавилось, но с дивана теперь видно все абсолютно, и мне не приходится ощущать себя дурным хозяином, не способным обеспечить гостям достойный их комфорт. Трубка Mitsubishi радовала меня еще в NEC, но в новой появилась поддержка функции SuperBright, на которую поначалу не обратил никакого внимания, предполагая, что это банальное выкручивания яркости и контраста до предела нажатием одной кнопки. Как-то, начав смотреть очередное кино, решил попробовать новую технологию в действии и был поражен метаморфозами изображения. К сожалению, я не очень ясно представляю себе схему работы SuperBright , но при ее использовании сочность картинки возрастает драматически, а баланс цветов не искажается. Использовать SuperBright постоянно, к сожалению, невозможно – слишком сильно падает четкость по краям экрана, и если в фильмах таковая не требуется, то при работе с текстом, сами понимаете, глазам приходится нелегко. Кстати, только что запустил в этом режиме тест Readability из нокиевского набора, и никаких проблем с читабельностью текста по углам не обнаружил, тогда как в Word'е они более, чем очевидны. Загадка от Microsoft?

Так бы я остался сидеть на белой полосе, игнорируя прогресс, да нашлись добрые люди, которые бросили меня в самую пучину оного. Уже две недели на моем офисном столе живет ЖК-монитор Prestigio P150 с диагональю 15 дюймов, потеснив на время своего 17-дюймового коллегу с обычной трубкой. Марка это новая, на российском рынке появилась совсем недавно, и, подобно Canyon, планирует покорять рынок не только качеством (им-то нас не удивишь), но и крайне доступной ценой. Внешне монитор просто чудо как хорош; если не верите мне — спросите у Козловского с Косячковым. Разумеется, никаких битых пикселов, матрица отличается приличным углом обзора — в общем, для офиса агрегат более, чем достойный. Если появится желание, монитор можно повесить на стену — на подставке есть соответствующие дырочки. Время отклика пикселов - 16 мс (!), что по нынешним меркам более, чем прилично. Белых полос в процессе просмотра фильмов не наблюдается. Короче говоря, симпатичная рабочая лошадка с умными глазками всего за 300 долларов . На скачках я бы на нее не поставил, а вот молоко и цветочки развозить — в самый раз.

Рынок, как известно, штука страшная. Помните, как компания 3Dfx, признанный лидер, обладатель всех возможных наград и титулов, всего один раз неправильно ситуацию оценила (выпустив Voodoo 3 без поддержки 32-битного цвета), и уже через два года ее задешево купила nVidia. Новичкам еще труднее — без солидных рекламных вливаний и большой доли везения затопчут в момент, хоть ты слитки золота по цене свинца предлагай. К примеру, у меня дома уже 13 лет живет видеомагнитофон SEG. Настоящий японец, с уймой дополнительных функций (не в каждом современном их встретишь), дизайна умопомрачительного, стоил в свое время копейки… Но не принял уже тогда перенасыщенный рынок новинки, и остались от дерзкой фирмы лишь воспоминания да до сих пор прекрасно работающие видеомагнитофоны вместо памятников. Воспоем же хвалу смелым новичкам. Без них ценники во всех магазинах выглядели бы куда более пугающе…

Обсуждение на форуме
Рейтинг@Mail.ru