Helpix. Мобильные телефоны
Главная > Советы > Выбираем мощный компьютер

Выбираем мощный компьютер

02.04.2004

Добрый день!

Предлагаю Вашему вниманию внеочередной выпуск рассылки, посвященный выбору оптимального компьютера для игр и дизайна. Или, проще говоря, мощной системы, которая выдержит любую нагрузку с честью. В следующем выпуске мы подробно остановимся на вопросе - как все это, собственно, охлаждать.

И небольшой "хвост". Стандартный вопрос, приходящий по прошлому выпуску, звучит примерно так: "Почему у меня в 3DMark 2003 получаются гораздо лучшие результаты, хотя видеокарта слабее Radeon 9800Pro?".

Отвечаю: поставьте разрешение 1024х768, анизотропную фильтрацию, 4-кратное сглаживание и запустите тест еще разок. Спасибо.


Быть игроком во все времена считалось занятием весьма затратным. В литературных произведениях прошлого века авторы очень любили подсобить папаше главного героя (или героини – для пущей пикантности) продуть в очко или преферанс все свое немаленькое состояние, дабы отпрыск не валялся на диване, по ночам развлекаясь со служанками (вариант – с кучером), а пускался, на радость читателю, во все тяжкие, подстерегающие его на жизненном пути.

Еще в романах обычно фигурировал коварный содержатель игорного дома (или ростовщик, одолживший папаше на бурную ночку, а теперь резонно требующий процентов по кредиту), страсть как желающий либо реквизировать в свою пользу имение главного героя, либо, если в центре событий находится юная героиня, жениться на ней и за это простить папочке пять процентов годовых из пятидесяти возможных. В веке нынешнем роль коварного кредитора стали играть банки, которым девичьи прелести прелестей маржи уже не заменяют, поэтому стало модным писать об ограблении этих уважаемых финансовых учреждений. Благодаря росту числа грамотеев и совершенствованию средств письма, написано явно избыточное количество подобных текстов, и даже сейчас, когда рядом со словом «игра» чаще всего используется прилагательное «компьютерная», поток грабительской литературы не иссякает. Очевидно, предложение поддерживается спросом, поэтому данная статья будет постоянно обращаться к карточно-криминальной теме. Чтобы было а) понятнее и б) смешнее. Основной упор сделаем на компьютер для игр, однако многое из нижеследующего применимо и при покупке компьютера для дизайнерских работ. Нюансы комплектации последнего мы будем уточнять по ходу текста.

Что важнее?

При выборе игрового компьютера наиболее пристальное внимание следует обратить на следующие компоненты:

1) Процессор
2) Видеокарта
3) Объем памяти
4) Звуковая карта и колонки.
5) Мышь
6) Монитор
Это не значит, что на все остальное можно забить, дескать – что воткнут сборщики, то нехай и будет. Нет. Просто перечисленные пункты наиболее важны, а все остальные составляющие вы сможете подобрать самостоятельно. Если вдруг и ошибетесь немного от волнения, игровые способности компьютера не пострадают. За что, собственно, и боремся.

Итак, поехали.

Процессор до появления 3D-ускорителей практически единолично определял скорость работы игровых программ. Сегодня его роль несколько снизилась по причине передачи многих полномочий соответствующим устройствам , главным образом – звуковой и видео карте. Поэтому главный критерий выбора процессора – никаких Celeron'ов. У этих рабочих лошадок слишком жестоко урезан кэш второго уровня, и никакие заоблачные частоты компенсировать сей факт в современных играх не смогут. Только полноценный Pentium 4 или Athlon XP с частотами (или рейтингом производительности в случае Athlon) порядка 3 гигагерц. Если речь идет о P4, то разумным минимумом для геймера можно назвать модель с частотой 2.8 Ггц, поддержкой 800-мегагерцовой шины и технологии Hyper-Threading. Кстати, если польза от применения последней в играх пока не слишком очевидна (хотя и вреда никакого), то в делах дизайнерских без нее просто не обойтись – здесь прелести двух процессоров (пусть и логических) оценили давно. Нужен ли вам Pentium 4 Extreme Edition – не уверен. Конечно, для траты совсем уж лишних денег он подходит идеально, но есть и более эффектные (и эффективные) способы разбрасывания денежных знаков.

А именно – видеокарта. От этой составляющей слишком много зависит, чтобы на ней экономить, поэтому сразу же введем следующую классификацию по ценовому параметру:

а) Видеокарты ценой до 150 долларов – очень плохие;
б) Видеокарты от 150 до 230 долларов – приемлемые.
в) Видеокарты от 250 до 300 долларов – хорошие
г) Видеокарты от 300 долларов и выше – отличные.
Такой подход самый простой и эффективный. Можно смело использовать его при покупке, но будет совсем хорошо, если вы обратите внимание еще на ряд правил.

1) В игровом компьютере не место интегрированному видео. Чего бы там не пел продавец – игнорируйте его и требуйте отдельной платы. Правило исключений не имеет.
2) В игровом компьютере не место картам на чипсетах серии Nvidia GeForce 4 MX, Nvidia GeForce FX5200 и всем ATI Radeon с окончанием SE (кроме, разве что, 9800 SE). Это герои плохих дамских романов, которых в детстве неоднократно роняли на каменный пол, в отрочестве переезжали на ломовых возах, а в юности прищемляли дверью. Имена у них громкие, упакованы они грамотно, но вот в игре с этих уродцев проку не будет: там соображать надо, а им, пардон, нечем. Злые родители отшибли-с.
3) Полезный объем памяти современного 3D-ускорителя равняется 128 мегабайтам. Варианты с 256-ми на борту, за редким исключением, пригодны исключительно для разбрасывания понтов, а играми дополнительные мегабайты никак не используются и, следовательно, скорости им не добавляют. Как правило, память такого объема устанавливается на уродцев из пункта 2, и особенно часто «везет» чипу FX5200 (подробнее об этом читайте в следующем выпуске рассылки).
4) В игровом компьютере не место видеокартам с пассивным охлаждением. Требуйте модели с кулером на чипе и, желательно, с дополнительными радиаторами на модулях памяти. Это прибавит системе стабильности, а заодно и даст возможность немного разогнать карту специальной утилитой (часто поставляется в комплекте, но, как правило, найти ее в Интернете проблемы не составит).

На мой адрес часто приходят письма, типа: «Вот, чего вы там агитируете покупать дорогое железо, у меня Celeron 533 и видеокарта GeForce MX200, на них все самые новые игры просто летают». Верить подобным заявлениям не стоит, и вот почему.

Во-первых, понятие «летает» у всех разное. Кому-то хватает 15 кадров в секунду, кто-то и восьми десятками не удовлетворяется. Меня лично устраивают шестьдесят. Достичь такого уровня на упомянутой выше системе теоретически возможно, но для этого придется понизить разрешение до каких-то мизерных значений, отключить все графические и аудио эффекты, потом разогнать процессор до гигагерца и наслаждаться в течение трех минут, пока компьютер не зависнет. Что же, можно сходить в ресторан Maxim, что в городке Парижске , заказать стакан кока-колы и под него быстренько сжевать прихваченные с собой полбуханки черного. После этого с полным правом начать хаять французскую кухню, Maxim и всех его завсегдатаев, заодно предлагая всем способ наесться до отвала всего за один евро.

Так вот, уважаемый читатель, в дорогие рестораны мы ходим не столько поесть, сколько получить комплексное удовольствие – от атмосферы, сервиса, стиля, кухни и т.д. Ровно такая же картина и с играми: любой неразумный компромисс перечеркивает удовольствие. Лучше тогда вообще не тратить денег, а в свободное время играть в шахматы и дразнить соседскую кошку. Или саму соседку, если хочется экстрима.

Кстати, об экстриме. В Сети можно найти немало рецептов по переделке Radeon'ов типа SE в полноценные, причем иногда удается шагнуть на следующую ступеньку модельного ряда. Варианты с применением паяльника я бы на вашем месте сразу отверг от греха, а вот с программными способами можно поэкспериментировать. Хуже будет вряд ли, разве что придется переустановить драйверы или Windows целиком. При удачном исходе выигрыш может составить до полутора сотен долларов, но вероятность его относительно невелика, как и при ограблении банка: производители не дремлют и постепенно блокируют возможности разрушить «пояс верности», надетый на изначально мощный ускоритель в маркетинговых целях. А вот пробудить в Celeron'е полноценный Pentium 4 еще не удавалось никому, хотя делают их на одном конвейере, и лишь потом жестоко отключают у части партии «излишки» кэша и технологию HT. Маркетинг…

Профессиональным дизайнерам при выборе видеокарты следует обращать внимание не столько на 3D-картинку, сколько на обычную, двухмерную. А еще – на возможность подключения второго монитора, куда можно переместить все панели инструментов, оставив на основном только рабочее поле. Если точно не планируете играть в «тяжелые» игры, можно взять что-то вроде Radeon 9600 SE ($100), а освободившиеся средства переключить на процессор помощнее. Или увеличенный объем памяти.

Память в компьютере геймера и дизайнера имеет лишь одну стратегическую характеристику: объем. Разумеется, высокие частоты и двухканальность всячески приветствуются, но я лично предпочту пятьсот двенадцать мегабайт одноканальной DDR266 двумстам пятидесяти шести двухканальной DDR500. В любом случае память будет работать быстрее любого механического носителя информации, и как раз объем ее служит буфером на пути снижения общей производительности. Разумный объем памяти игрового компьютера равен 512 мегабайтам. Дальнейший прирост играми практически не замечается, поэтому увеличение до 768 мегабайт или гигабайта можно считать инвестицией в будущее. Отметим – недалекое. Дизайнеру же следует ставить в свой компьютер гигабайт памяти без каких-либо сомнений: QuarkXpress, Photoshop и другие серьезные приложения оценят подарок и компенсируют затраты сторицей. А вот при установке 256 мегабайт и менее не спасут никакие процессоры с видеокартами: любая игра 2003 года (и, конечно, 2004-го) начнет тормозить в динамичных местах. Учитывая, что очень хорошая память стоит сегодня не дороже 90 долларов за 512 мегабайт, экономить категорически не рекомендую. Лучше уж временно потерпеть звук среднего качества.

Звуковых карт в мире производится все меньше и меньше. Все материнские платы снабжаются встроенным многоканальным звуком, и потребность в дополнительном решении возникает только у серьезных людей, вроде нас с вами.

Встроенный звук, особенно если встроен он в не самую плохую материнскую плату, совсем недурен. В общем-то, если такое решение поддерживает шестиканальность, большинству его может хватить с запасом. Нюансы и артефакты позиционирования слышны лишь на приличных колонках, стоящих минимум долларов 200, да их еще надо грамотно разместить в комнате, на дешевой же акустике все звучит настолько похоже, что не отличишь встроенную C-Media от Audigy 2. С другой стороны, прелести технологии Creative EAX 3.0 пробиваются даже сквозь 50-долларовые пластмассовые колонки, поэтому приобретение геймером недорогой Audigy LS будет оправданным в любом случае. Для ценителей действительно качественного звука в компьютерных играх однозначно рекомендуется Creative Audigy 2 (от 75 долларов, далее - в зависимости от комплектации).

Покупая многоканальную акустическую систему (неважно из какого ценового диапазона) заранее прикиньте – сможете ли вы разместить ее в комнате, не причинив неприятностей другим обитателям квартиры. По опыты могу судить, что для размещения системы средней мощности требуется около 10 квадратных метров, иначе говорить о создании панорамного звука (ради которого и затевается вся эта многоканальность) не приходится. В ограниченном пространстве будет правильным купить набор небольшой мощности, где задние динамики можно оперативно разносить на некоторое расстояние, а потом возвращать обратно на стол. Кстати, при покупке недорогого комплекта обратите внимание на расположение управляющих ручек: они должны находиться на одном из передних динамиков, а не на сабвуфере, иначе вы рискуете лазить под стол раз по десять на дню. Покупая же дорогую компьютерную акустику, обратите внимание на присутствие в комплекте пульта ДУ, а затем не поленитесь разместить провода под плинтусами или, на худой конец, ковром – об них постоянно спотыкаешься, да и вырванный ногой разъем на сабвуфере или динамике особой радости не доставит. Некоторые знатоки рекомендуют вообще покупать акустику для домашних кинотеатров и подключать ее к компьютеру через переходники. Сам подобных экспериментов не проводил, но, думается, в плюсе окажутся любители посмотреть на компьютере кино, а не мы, геймеры. В играх сбалансированность «цивильной» акустики только боком выходит.

Только не вздумайте покупать двухканальную систему, пусть даже и с сабвуфером. Все современные игры уже давно позволяют геймеру наслаждаться полноценной звуковой панорамой, и без пары тыловых динамиков вы лишаете себя бездны удовольствия. Ну, это как войти в банк с большим дробовиком и не крикнуть: «Все на пол! Это ограбление!». Можно, конечно, тонким голосом взвизгнуть «Элвис жив!», дернув ножкой, и охранники полягут от смеха, но тогда в детективах о вас не напишут.

Свод правил выбора мыши настоящего геймера будет очень кратким: животное должно быть породистым, в меру дорогим ($25-40) и непременно иметь оптический датчик. Шарики должны остаться лишь в подшипниках вентиляторов, а в подручных средствах им не место. Кроме того, ваша мышь должна быть бесхвостой: беспроводные модели известных производителей реагируют на действия пользователя ничуть не хуже традиционных, а отсутствие проводов обеспечивает фантастическую свободу движений. Решайте сами, будет ваша мышь контактировать с компьютером с помощью радиосвязи или Bluetooth – в любом случае, удовольствие обеспечено. Очевидно, что и дизайнеру будет приятнее работать с мышью, лишенной хвоста. Не факт, что таковая полностью заменит любимый графический планшет, но в полевых условиях ничего лучше пока не придумано. Особенно если датчик животного имеет разрешение 800 dpi.

Ну и, наконец, монитор. Главный вопрос, который задает абсолютное большинство потенциальных покупателей – обычный или жидкокристаллический? Еще год назад я однозначно рекомендовал геймерам проверенные модели на электронно-лучевой трубке, но сейчас, с выходом жидкокристаллических моделей с 16-микросекундным временем отклика матрицы, трудно быть категоричным.

Давайте исходить из того, что оптимальным игровым разрешением, где можно включить на максимум все графические навороты, стоит считать 1280х1024 с 32-битным цветом. Можно, конечно, и в 1024х768 играть, равно как никто не запретит придти в очень крутое казино и на подоконнике самому с собой сыграть в орлянку. Кроме шуток: картинка в разрешении 1024х768 на диагонали от 17 дюймов выглядит недостаточно плотной, и это ощутимо снижает атмосферность. Не верите – поиграйте с пунктом resolution в Max Payne 2 или другой игре на новом движке.

1280х1024 – это рабочее разрешение 1) хорошего 19-дюймового ЭЛТ-монитора или 2) 17-18- дюймового ЖК. Первый вариант обойдется вам примерно в 450 долларов. Будет поддерживать 100-герцовую частоту обновления экрана в требуемом разрешении, а так же одинаково подходить для игр, просмотра фильмов и повседневной работы. Потребует спецсредств при перевозке с места покупки и компьютерного стола приличных размеров, чтобы глубина монитора в 45-50 сантиметров не съела все рабочее пространство. Кстати, Не верьте своим глазам, когда видите 19-дюймовые ЭЛТ-мониторы по 300-350 зеленых: это мутанты с электроникой от «семнашек» среднего уровня.

Монитор жидкокристаллический хорош всем, но современный уровень развития технологии производства матриц заставляет нас выбирать между правильной цветопередачей и скоростью. Нельзя сказать, что разница из разряда драматических, и на «медленном» мониторе совсем нельзя играть, а «быстрый» превратит вполне вашу европеоидную девушку в негритянку. Максимум – в индианку. И белые полосы, изредка мелькающие во время игры или просмотра фильма на медленных матрицах, не все замечают. Поэтому прямо в магазине запустите на понравившемся вам жидкокристаллическом мониторе любимую игру, сделав выводы на основе собственных впечатлений. В конце концов, именно они в данном случае важнее всего. Прошу лишь об одном: не обращать внимания на 15-дюймовые модели, для игр они не подходят совершенно. В силу своих размеров и архаичной сущности.

Наверное, легче всего в этой ситуации настоящим дизайнерам. В качестве основного монитора они покупают 22-дюймовый LaCie ElectronBlue IV (или сходный по характеристикам ЭЛТ-монитор), а вторым ставят «панельку», на которой так приятно хранить панели инструментов и окно почтового клиента. Дороговато получается, но любой профессионал подтвердит: затраты отбиваются с одного крупного заказа, а скорость и комфорт позволят увеличить оборот этих заказов в разы. Это как при ограблении банков: «томпсон» на шее хорошо, но в паре с «кольтом» серьезного калибра он смотрится выигрышнее, что заставляет кассиров быть сговорчивее и аккуратнее в выдаче денежных знаков.

На этом практически все. Осталось вспомнить все вышесказанное и вывести формулу идеальных компьютеров для игр и дизайна образца 2004 года.

Идеальный компьютер для игр – 2004

Процессор: Pentium 4 2.8 GHz (шина 800 MHz) с технологией Hyper-Threading
Чипсет: i865PE (i875P)
Память: 512  мегабайт DDR 400 Dual Channel
Видеокарта: ATI Radeon 9800 (9800Pro)
Жесткий диск: 160 GB Serial-ATA
Оптические приводы: DVD-ROM + DVD-RW
Звуковая карта: Creative SoundBlaster Audigy 2 (2 ZS)
Мышь: оптическая беспроводная с разрешением 800 CPI (радио-интерфейс/Bluetooth)
Клавиатура: беспроводная (радио-интерфейс/Bluetooth)
Монитор: ЭЛТ с диагональю не менее 19 дюймов (ЖК-панель с диагональю 17-18 дюймов и 
низким временем отклика)
Идеальный компьютер для дизайна – 2004
Процессор: Pentium 4 2.8 GHz (шина 800 MHz) с технологией Hyper-Threading и выше
Чипсет: i865PE (i875P)
Память: 1 гигабайт DDR 400 Dual Channel
Видеокарта: ATI Radeon 9600SE (9800SE)
Жесткий диск: 2 по 160 GB Serial-ATA в RAID-массиве
Оптические приводы: мультистандартный записывающий DVD
Звуковая карта: любая
Мышь: оптическая беспроводная с разрешением 800 CPI (радио-интерфейс/Bluetooth)
Клавиатура: любая
Монитор: ЭЛТ с диагональю не менее 22 дюймов + ЖК-панель с диагональю 17 дюймов 
(одновременно)

Обсуждение на форуме
Рейтинг@Mail.ru