Helpix. Мобильные телефоны
Главная > Советы > AMD: Три буквы для бедных

AMD: Три буквы для бедных

22.05.2005

Давно замечено, что если компания начинает демонстративно заниматься благотворительностью, всегда являющейся, как известно, продолжением бизнеса, существует не больше трех главных объяснений этому явлению.

В первом случае массовая раздача слонов может являться своего рода финальным аккордом долгой карьеры председателя совета директоров или президента компании, который за многие годы безупречного труда привел свою подопечную к процветанию, а теперь решил остаться в памяти людской еще и в роли Гаруна аль-Рашида (1). При этом важно заметить, что благотворительность для крупных западных компаний - занятие вполне естественное и, в силу некоторых ограничений, накладываемых протестантской моралью, лишней огласке не подлежащее. Это заметно даже в России: посетители интернатов и детских исправительных учреждений, расположенных в Москве и вокруг нее, отмечают настоящее изобилие "брендовой" техники, полученной в подарок от локальных представительств известных фирм. Последние также берут на себя техническое обслуживание и бесплатное снабжение расходными материалами, однако рассказывать прессе о своей щедрости не спешат, считая помощь сирым и убогим недостаточно привлекательным PR-поводом. Поэтому для прощальных подарков обычно выбирают что-то действительно значительное, вроде здания университетской библиотеки или солидной стипендии для нескольких сотен самых талантливых студентов. Все всё понимают и вместе с уходящим на покой боссом ненадолго задумываются о душе.

Во втором случае благотворительностью вынуждены заниматься фирмы, попавшие в неприятную ситуацию. Скажем, отравили выбросами со своего завода все население близлежащего города - и сразу же построили трехэтажную столовую в каком-нибудь африканском селении. Затраты минимальные, зато пресса дезориентирована: все всё снова понимают, но тон высказываний меняется с уничижительного на нейтрально-укоризненный.

Наконец, третий случай - благотворительность от отчаяния. Фирма никак не может выйти из затяжного кризиса: при сведении дебета с кредитом в специальную клинику попал уже двенадцатый финдиректор подряд, доля рынка не растет, хотя конкуренты совершают одну ошибку за другой, кредиторы негодуют; наконец, скоро должны появиться новые неплохие продукты, а продвигать их банально не на что - рекламный бюджет, и без того скромный, пришлось урезать в восемь с половиной раз, дабы обеспечить зарплатой штат уборщиц в главном офисе. На ежегодном совещании, единственный вопрос которого - "Почему мы такие, какие мы есть, и как с этим бороться?", встает главный маркетолог и печально рассказывает о громадном потенциале компании, отчетливо видимом всеми присутствующими, но почему-то упорно не замечаемом клиентскими массами. Последние - разумеется, стараниями отдела маркетинга, - вроде бы настроены лояльно, однако, как доходит до дела, выбирают продукцию конкурентов. "Рынок думает, что мы еще не выросли из коротких штанишек", - говорит маркетолог, - "Поэтому сейчас мы просто обязаны продемонстрировать рынку взрослую щедрость и понимание социальных проблем, иначе в высшую лигу по гольфу нас никогда не примут. Так и будем играть в лапту с юниорами!". В итоге принимается решение разработать какую-нибудь грандиозную и недорогую идею, чтобы никто ничего не понял, но проникся масштабностью замысла.

Теперь, вооружившись этой классификацией, давайте разберемся в социальной инициативе компании AMD, получившей название "50х15". Давным-давно, в городке Пьедрас-Неграс (Piedras Negras)на северо-востоке Мексики (и прямо на границе с США) рос очень бедный мальчик Гектор де Джезус. Он каждый день пешком пересекал американскую границу, чтобы посетить занятия в школе техасского города Игл Пасс (Eagle Pass), и, наверное, поначалу мечтал, поскорее вырасти и начать работать на металлургическом комбинате в Пьедрас-Неграс. Однако очень скоро он понял, что если действительно хорошо учиться, можно достичь куда больше, чем старый мастер Мануэль Гуанос, который, выходя на пенсию, получил от сослуживцев в подарок роскошную соломенную шляпу аж за восемь американских долларов и почти новые сандалии в придачу. Наш герой оказался очень талантливым и упорным, и поэтому сейчас все его знают, как бывшего президента Motorola's Semiconductor, а с апреля 2002 года - президента и исполнительного директора корпорации AMD. Официальная легенда гласит, что, добившись многого, Гектор Руиз (Hector de J. Ruiz), решил поделиться своим успехом со всем миром. По его мнению, главный залог успеха- это качественное образование, и только высокие технологии могут изменить складывающееся веками положение, когда в развивающихся странах доступ к знаниям имеют только потомки представителей властной и деловой элит. Для того, чтобы все исправить, AMD под руководством Гектора Руиза предложила миру программу "50х15", которая, будучи реализованной, обеспечит доступ в Интернет 50 процентам населения планеты к 2015 году. Сейчас, по данным AMD, доступ в WWW имеется только у 13.9 процентов землян, так что задача выглядит не менее претенциозной, чем в свое время обещание предоставить к двухтысячному году отдельную квартиру каждой советской семье.

При этом в AMD понимают, что все, у кого с деньгами относительный порядок, уже давно в Сети, и поэтому программа ориентирована на относительно небогатые семьи с годовым доходом от 5 до 10 тысяч долларов, большинство которых сосредоточено в развивающихся странах - Мексике, Индии, Бразилии, Китае и России. Этой группе населения планеты, по мнению AMD, трудно позволить себе полноценный компьютер, и потому для них надо придумать нечто совсем простое и дешевое. Разумеется, не наживы ради, а чтобы, не пугая бедняков значительной суммой первоначальных вложений, приобщить их к таинству Интернета и помочь стать богаче. Гораздо богаче.

Так появился главный двигатель программы - Personal Internet Communicator. Он представляет собой небольшой корпус округлой формы, лишенный вентиляторов, внутри которого на специальной материнской плате установлен процессор AMD Geode GX500 c тактовой частотой 366 МГц и энергопотреблением около 1 Вт. Объем оперативной памяти составляет 128 мегабайт без возможности расширения, а пользовательские данные хранятся на 10-гигабайтном жестком диске производства Seagate. Факс-модем V.92, звук AC'97, четыре порта USB (все - версии 1.1), выход на монитор - в общем, более аскетичного решения и придумать нельзя. На PIC'е можно запустить предустановленный Windows CE 5.0, погулять по Интернету, почитать почту, поработать в простеньких редакторах текста и электронных таблиц, послушать музыку, посмотреть картинки, но возможность установки не одобренных производителем сторонних приложений не предусмотрена. Кроме того, на уровне ОС заблокирована возможность скачивания исполняемых файлов - только ограниченный набор графических и мультимедийных форматов. Также на PIC невозможно установить игру или мультимедийную энциклопедию и могут возникнуть проблемы с периферийными устройствами: в системе уже прописаны несколько драйверов (например, для струйников Epson, HP и Canon), однако стандартное системное ПО, идущее в комплекте с мышкой или комплектом USB-акустики по понятным причинам не установится. Таким образом, PIC - это даже не слабенький компьютер, а Интернет-приставка с немного расширенными возможностями, которые, впрочем, не позволяют ей заменить полноценный PC.

Себестоимость PIC'ов, которые собирают в Мексике на заводах Solectron Corp, составляет около $160, а провайдерам, через которых и планируется распространять устройства, их продают по $185 (2). Далее AMD умывает руки, оставляя розничную цену на совести партнера. По идее, она не должна превышать $200, но в каждой стране будут действовать свои условия. К примеру, для России рекомендуемая цена PIC'а составляет $249. Вообще, в AMD стремятся к тому, чтобы PIC продавался именно Интернет-провайдерами, и только в комплекте с пакетом услуг, - подобная схема используется, например, в западной модели распространения мобильных телефонов. В некоторых случаях PIC может обойтись владельцу очень дешево или вообще достаться бесплатно, но тогда последнему придется подписать обязательство пользоваться услугами провайдера в течение 3-5 лет. В AMD подчеркивают, что программа "50х15" - это, в первую очередь, благое дело, и только потом бизнес-проект. Бедные дети получают возможность делать уроки на компьютере, а их родители - по ночам смотреть кино и интересные картинки; местные провайдеры приобретают новых надежных клиентов; местные компьютерщики собирают PIC'и по заказу AMD - и, если все будет хорошо, к 2015-му по миру разойдется около 810 миллионов Интернет-приставок (по 81 миллиону в год!). Для сравнения, в 2004 году, по подсчетам IDC, было продано 177 миллионов компьютеров - и это с учетом потребностей прожорливого корпоративного сектора. Что же, это действительно может стать не только добрым делом, но и неплохим бизнесом, когда бы не ряд нюансов.

Во-первых, за 250 долларов пользователям предлагают не готовое решение, а коробочку с разъемами, которую надо снабдить монитором, клавиатурой, мышкой и CD-приводом. Это добавляет к исходной цене 150-200 пунктов - и автоматически заставляет PIC конкурировать с low-end компьютерами, лишенными "приставочных" ограничений (3). Во-вторых, небогатая семья вряд ли подпишется на многогодичный контракт с фиксированной абонентской платой: как показывает опыт развивающихся стран, наибольшей популярностью в них пользуются prepaid-тарифы. Просто представьте российскую семью из 4 человек с суммарным доходом 12 тысяч рублей, глава которой согласится выплачивать за какой-то "волд вайд веб" по тысяче рублей в месяц - у меня не получается (4). При этом мы попадаем в замкнутый круг: "подсадить" человека на абонентскую плату можно лишь подарив само устройство (иначе он просто купит дешевый компьютер), а при выплатах порядка 600-700 рублей в месяц провайдеру придется около года оказывать услуги бесплатно, что в развивающихся стран мало кому понравится. Не забудьте еще об издержках на вытрясание долгов за абонентку: бедняки часто сидят без денег, и, чтобы получить с них плату в срок, потребуется целый штат сотрудников с даром убеждать. В-третьих, совершенно не учитывается банальный факт, что далеко не во всех развивающихся странах домохозяйства обеспечены стационарными телефонными линиями, без которых чудо приобщения к сети может просто не состояться. И, наконец, в-четвертых: в спину PIC'ам дышат игровые консоли, уже нынешнее поколение которых умеет выводить на экран телевизора картинки, показывать видео и даже выходить в Интернет. Консоль стоит не больше 200 долларов, и на ней, кроме всего прочего, можно великолепно играть - угадайте-ка, за что проголосуют глава небогатого семейства и его многочисленные отпрыски? Не забывайте и о том, что в развивающихся странах игры для обычных компьютеров, благодаря активной работе пиратов, доступны даже самым бедным гражданам. Вряд ли ребенок согласится получить к празднику "недокомпьютер", на котором даже CounterStrike не запустить, когда за ту же сумму родители могут приобрести ему пусть и не самый быструю, но вполне достаточную для игр двух-трехлетней давности систему.

В итоге от программы "50х15", о социальной значимости которой не устают говорить представители AMD, остается странное впечатление. С одной стороны, идея действительно благая и красивая. Ведь как было бы здорово с помощью простого решения устранить барьер между талантливой молодежью развивающихся стран и образованием мирового уровня! С другой - налицо непонимание авторами идеи некоторых особенностей быта небогатой семьи, живущей в условиях недоразвитого капитализма или чрезмерно развитого социализма: поневоле возникают ассоциации с известной французской королевой, которая посоветовала своим подданным в отсутствие хлеба перебиваться пирожными. На это мог повлиять факт, что Гектор Руис за тридцать лет, что он является гражданином США, успел подзабыть нравы обитателей родного Пьедрас-Неграс, которые, впрочем, могут значительно отличаться от собственно мексиканских, благодаря близости границы с Штатами. Не берусь судить о других странах, но в России у PIC'а и программы "50х15" есть шанс только в том случае, если AMD удастся договорится с Министерством образования, и "персональные интернет-коммуникаторы" начнут массово поставлять в школы отдаленных регионов, где на них будут пытаться учить детей информатике (5). Иначе - никак.

Время покажет - к какому подвиду благотворительных инициатив следует отнести программу "50х15". Первый вроде бы отпадает, потому что Гектору Руису в этом году исполнится всего 60, и на пенсию ему очевидно рано. О неприятных историях, связанных с AMD, мы не слышали, поэтому второй подвид тоже не следует рассматривать всерьез. Остается третий, но основные бизнесы AMD прибыльны, и, когда бы не бремя старых долгов, ничто не омрачало бы торжеств по поводу достижения 5-миллиардного объема продаж в 2004-м году - это на целых 42% больше, чем в 2003-м.

"Компьютерра" будет следить за развитием событий вокруг инициативы AMD. В IT-отрасли с каждым годом становится все меньше романтики, и кому, как не мальчику из бедной мексиканской семьи, родившемуся на месте одного из старейших поселений индейцев Майа, спустить на воду корабль с алыми парусами...

Искренне Ваш, Сергей Вильянов


Примечания:

1 Харун аль-Рашид - (Гарун аль-Рашид) (763 или 766 - 809), халиф из династии Аббасидов. Образ Харун ар-Рашида идеализирован в сказках "Тысяча и одна ночь".

2 По данным The Washington Post.

3 К слову, за 250 долларов легко собирается системный блок на базе процессора Celeron D 2600 МГц, с 512 мегабайтами ОЗУ, 40-гигабайтным жестким диском, 16-скоростным DVD-ROM и практически неограниченными возможностями для модернизации.

4 Примерно за эту сумму "недорогие" провайдеры в регионах предлагают неограниченный доступ в сеть с 19 до 8 часов и круглосуточно по выходным.

5 Существуют версии PIC с поддержкой LAN и ADSL.

Обсуждение на форуме
Рейтинг@Mail.ru