Helpix. Мобильные телефоны
Главная > Советы > Рыбка, которая плавает быстрее всех

Рыбка, которая плавает быстрее всех

14.08.2007

По мере того, как коммуникаторы из неповоротливых прожорливых монстров превращаются в элегантные и, что самое главное, удобные устройства, растут и их продажи в России. Вот уже и убежденные поклонники связки «КПК+телефон», вроде меня, нервно поглядывают в сторону прилавков и думают – не пришло ли время расчистить карманы от лишних гаджетов и купить разом все в одном корпусе? Конечно, на фоне объемов продаж «просто телефонов» доля коммуникаторов выглядит небольшой, но она уверенно растет, а производители устройств проявляют к российскому рынку все больший интерес.

В мае Москву посетил Вэйн Ма (Wayne Ma), президент компании E-TEN Information Systems, о коммуникаторах которой мы не раз рассказывали на страницах ПроDigi. Тогда же мы договорились об этом интервью, но из-за перегруженного графика собеседников оно состоялось только на Тайване, во время выставки Computex 2007. Впрочем, о России мы все равно говорили очень много.

На презентациях Microsoft мне приходилось слышать, что едва ли не главное преимущество ее операционной системы по сравнению с Symbian - легкость адаптации подразличные устройства. Так ли это на самом деле, и как работает система взаимодействия разработчиков E-TEN и Microsoft в ходе подготовки новых моделей?

Тот факт, что большинство прозводителей "умных телефонов", а точнее все, за исключением двух-трех вендоров (хоть и отхвативших львиную долю рынка) выбрали Windows Mobile, само по себе опровергает мнение о Symbian, как об открытой для всех платформе.

Если же углубляться в причины, то можно начать, например, с API и средства разработки. У Windows Mobile они гораздо проще и привычнее рядовому девелоперу. Отличия от настольных версий в этом плане у Windows Mobile минимальны. Любой квалифицированный разработчик может достаточно быстро мигрировать с разработки настольных приложений к софту для Windows Mobile. Драйверы и приложения на Windows Mobile создавать гораздо проще, чем под Symbian. Если вы посмотрите на количество приложений, доступных пользователям Windows Mobile и Symbian, то обнаружите, что разницы на порядки - и не в пользу Symbian.

Касательно нашей ежедневной работы с Microsoft, могу заметить следующее. В Microsoft есть отдельный сотрудник, отвечающий за работу с нашей компанией. Он - наше окно в Microsoft, через него мы решаем все наши проблемы, задаем вопросы, запрашиваем необходимую информацию. В случае необходимости он находит правильный ресурс внутри корпорации и соответствующим образом коммуницирует с ним, предоставляя нам максимально быструю и квалифицированную поддержку.

А сколько экземпляров новой модели надо продать, чтобы она окупила затраты на разработку и принесла прибыль?

Все зависит от технической сложности устройства, от того, какие функции и модули оно в себе имеет, насколько "навороченный" софт, какой форм-фактор имеет устройство. В среднем я бы сказал, что это должно быть не меньше 15000-20000 устройств за весь жизненный цикл модели.

Несмотря на рост популярности коммуникаторов на WM, их продажи в потребительском сегменте все равно в разы, если не в десятки раз, уступают "просто телефонам". Как Вы думаете, какие изменения в технологиях или в самом рынке могут изменить это соотношение?

Я вижу три причины. Первая из них - цена. Сейчас коммуникаторы по 500 долларов считаются "бюджетными", хотя по своим базовым возможностям они сходны с продвинутыми моделями «просто телефонов». Люди же привыкли, что телефоны должны быть дешевыми, а набор дополнительных функций и «мощь» аппарата волнуют далеко не всех. Но по мере того, как коммуникаторы будут дешеветь, расширится и целевая аудитория.

Вторая причина - это пользовательский интерфейс. У смартфонов и коммуникаторов он во многом напоминает компьютерный, и у некоторых людей, вероятно есть предубеждение, что он сложный и излишне функциональный.

Ну, и наименее заметная причина - форм-фактор. Все-таки для большинства людей коммуникаторы пока слишком громоздки. Но это становится все менее и менее значимым по мере уменьшения размеров коммуникаторов, многие из которых уже тоньше среднестатистического мобильника.

Есть ли существенные различия в требованиях к мобильным устройствам со стороны азиатских и европейских пользователей?

Особенных отличий нет. В Европе больше бизнес-пользователей, ориентированных на соответствующие приложения - например, работу с почтовым клиентом. Поэтому там больше востребована клавиатура – видимо, из-за того, что набор текста на языках, использующих латиницу и кириллицу, не так сложен, как на азиатских. В остальном требования и пожелания более менее совпадают. В том числе, как ни странно, и в отношении дизайна.

Правда, нельзя не заметить, что иногда специфика национальных рынков все же проявляется. В частности, во многом исходя из пожеланий пользователей их России и стран СНГ мы стали делать коммуникаторы в черных корпусах, а вот в Азии такой многим кажется депрессивным. Аналогичная ситуация и с чехлами - страсть российских пользователей носить телефоны на брючном ремне привела к тому, что в российской комплектации пришлось соответствующим образом «локализовать» аксессуар.

По вашему собственному опыту, насколько полно может современный коммуникатор заменить мобильный компьютер во время поездки?

Конечно, пока коммуникаторы и ноутбуки - это все-таки разные инструменты. С разными возможностями и задачами. Безусловное преимущество коммуникатора перед ноутбуком - его вес и размер. Но это же его недостаток. Например, на ноутбуке, конечно же, удобнее посещать Интернет-ресурсы и клавиатура там лучше подходит для печати больших объемов текста. Такие чисто эргономические отличия окончательно стереть вряд ли получится. Но в общем и целом коммуникаторы становятся все ближе и ближе к ноутбукам. Особенно по мере улучшения качества дисплеев паралельно с увеличением их разрешения. Например, внедрение в наш последний аппарат glofiish X500+ экрана с VGA-разрешением позволило увеличить количество отображаемой информации в целых 4 раза. При этом качество экрана и применяемые технологии вывода информации практически не влияют на читабельность текста: можно установить более мелкий шрифт, не рискуя остаться слепым. Что важно в первую очередь для работы в Интернете.

И все же я считаю, что для каждой задачи нужно свое решение. Если человек отправляется в длительную деловую поездку - скорее всего он возьмет портфель с ноутбуком. Но если речь идет о небольшой прогулке, обременять себя чем-то тяжелым не хочется, но при этом крайне желательно оставаться на связи, коммуникатор - оптимальное решение.

Кстати, возвращаясь к первому вопросу, тут не могу не упомянуть другое важное преимущество Windows Mobile - простота синхронизации данных и файлов между разными категориями компьютеров. Везде стоит Windows, офисный пакет, используется один и тот же формат документов. Соотвественно, синхронизация проходит без шероховатостей, потерь, так сказать - натурально и быстро, без проблем для пользователя.

E-TEN первой и едва ли не единственной предложила пользователям обновить операционную систему в своих аппаратах до шестой версии? Насколько хлопотен такой апгрейд и почему ваши коллеги по бизнесу не торопятся выпускать обновленные прошивки для своих продуктов?

Я могу только догадываться, почему так произошло. Действительно, мы перевели на Windows Mobile 6 наши коммуникаторы X500 и M700, а также первыми выпустили бесклавиатурный коммуникатор X500+ с новой ОС.

На мой взгляд, причины может быть две. Во-первых, по нашей информации, мы начали работу с WM6 раньше других. Соотвественно, и закончили ее тоже раньше. Во-вторых, компания должна быть сфокусирована именно на этом направлении, и в нашем случае дело обстоит именно так. Еще у E-TEN сильная софтверная команда, и поэтому у нас все получилось так быстро. Но не могу сказать, что было легко.

Кажется, в современных коммуникаторах встроено уже все, что только можно. Однако, скорее всего, у вас есть идеи - чего бы еще туда добавить из полезного и интересного для пользователя. Что это может быть?

Вы знаете, год назад казалось, что практически все для создания идеального коммуникатора уже сделано, и дальше будет только борьба за мегагерцы, мегабайты, и дюймы с сантиметрами. А теперь как видите новинки продолжают сыпаться. Взять тот же упомянутый уже выше X500+ с экраном высокого разрешения. Ведь толщина устройства от этого не изменилась это те же 15.5 мм, и на данный момент более тонкого коммуникатора "всё-в-одном" просто не существует.

В запасе есть ещё много инновационных интересных идей. В качестве одной из них приведу motion censor. Эта такая штука, которая производит определенные операции в зависимости от положения аппарата: наклонил к себе - скролинг страницы вниз, от себя – скроллинг вверх, повернул аппарат вокруг оси - переход в портретный режим. Такая технология будет использоваться в iPhone, но Apple её не разрабатывала сама, а просто лицензировала у стороннего производителя. Можем и мы такое сделать. Даже скорее всего сделаем в одном из следующих аппаратов.

Ваш недавний визит в Россию позволяет предположить, что наша страна довольно важный рынок для E-TEN. Так ли это на самом деле?

Рынок в России очень перспективен и растет просто изумительными темпами. К тому же он более открыт, чем рынки западных стран, где телефоны распространяются операторами по так называемой контрактно-дотационной схеме.

Доказательство того, что качественные аппараты "нашпигованые" последними технологическими "фишками" реально могут быстро завоевать сердца российских потребителей - наше второе место по количеству поставляемых устройств Windows Mobile в 2006 году. Причем учитывались не только коммуникаторы, но вообще все типы продуктов, включая КПК и смартфоны.

На 2007 год мы планируем сохранить нашу вторую позицию, сделав в самых популярных нишах наше присуствие ещё более заметным. Не скрою, смотрим мы и на новые целевые ниши.

Второе место – это, наверное, много. Сколько же аппаратов вы продаете?

К сожалению, я не смогу назвать точную цифру - это коммерческая тайна. Скажу лишь, что сейчас один Е-ТЕН в месяц продает приблизительно такое количество аппаратов, сколько продавалось всех устройств с спутниковой GPS-навигацией (всех классов, начиная от GPS-модулей и кончай встроенными GPS-системами) два года назад. Российский рынок навигационных устройств сделал просто колосальный рывок. Теперь человек, следящий за дорогой по коммуникатору - это уже не экзотика. Во время моего визита приходилось активно перемещаться по Москве, и каждый день я встречал три-четыре машины, на приборной панели которых были установлены специально обученные устройства – как наши, так и коллег по бизнесу.

В общем-то, не секрет, что значительная часть коммуникаторов попадает в Россию "серыми" путями - с некачественными прошивками и с плохим гарантийным обслуживанием. Как вы боретесь с этим явлением?

Не скажу, что серый рынок для E-TEN пока представляется серьезной проблемой, благо такие поставки пока относительно невелики. В любом случае, речь тут идет в первую очередь о репутационных потерях. Обычному потребителю подчас сложно разобраться во всех премудростях каналов поставок и в качестве основного фактора выбора места покупки служит цена. Где дешевле – там вроде и надо брать. А некоторые "дельцы" пытаются на этом нажиться. Пока кто-то вкладывает в налаживание инфраструктуры, службы поддержки и системы гарантии, другие, пользуясь тем, что на рынке уже все построено, быстро подвозят в чемоданах устройства откуда-то, где они стоят дешевле. И не потому, что участники российского рынка не такие "жадные". Просто налоги и пошлины в некоторых странах на порядок ниже - например, как в случае с Арабскими Эмиратами. Некоторое время назад на ваш рынок приходила партия оттуда. Лично держал такой аппарат в руках, и, хотя русского я не знаю, сразу заметил, что с локализацией там большие проблемы и целые «куски» меню остались написанными арабской вязью. Зато и стоил на двадцать процентов дешевле официального аппарата.

Такой "ширпотреб" обычно продается в Интернет-магазинах (правда, далеко не во всех, а в особенно "дешевых"), где человек лишен возможности пощупать товар "вживую", а также на компьютерных рынках, где, опять-таки часто процветает подход "чем дешевле, тем лучше".

К сожалению, законные способы воздействия на таких недобросовестных продавцов весьма ограничены. С нашей стороны мы делаем упор на информирование потребителя, а также на правильную визуальную дифференциацию товара. Например, все официальные glofiish X500+ поставляются в Россию с изображением логотипа сертификации РСТ МЛ 04 в трех местах: на коробке, на самом аппарате на наклейке с серийным номером под аккумулятором и на руководстве пользователя, которое напечатано на хорошей бумаге и снабжено цветной обложкой. На коробке тоже обязательно должно быть написано "Русская комплектация" и внутри просто обязан находиться особая поясная кобура. В ближайшее время мы планируем запуск Интернет-сервиса, где каждый потребитель сможет проверить "легальность" аппарата, введя его IMEI-номер в определенную форму. Думаю, общими усилиями мы сделаем так, чтобы покупатели таких «умных» и недешевых устройств, как коммуникаторы, не разочаровывались в своем выборе.

Сергей Вильянов
Автор благодарит Михаила Фадеева за помощь в организации и переводе беседы.

Обсуждение на форуме
Рейтинг@Mail.ru