- Android-приложение Car Scanner, версия: 1.21.5/400215, цена: Бесплатно
Также существуют версии данного приложения для iOS и Windows Phone:
- Apple-приложение Car Scanner ELM OBD2, версия: 1.21.3, цена: бесплатно.
- Windows-приложение Car Scanner ELM OBD2, версия: ?, цена: бесплатно.
Вот так вот и такое бывает: свела меня судьба с чудом отечественного автопрома - автомобилем марки Лада. Ну, как свела, просто так, случайно почти, на обратном пути с работы, зашли в единственный у нас автосалон (да-да, и такое бывает - вроде и жителей миллиона полтора, и пробки имеются, а вот с салонами беда-беда), а там стоит среди всех Logan'ов, Kia и Вест народный автомобиль - та самая Жигули Гранта. Немного оно подумалось, и купилось. Это я к тому все, что, покупая автомобиль, следует быть готовыми к покупке всяких штук, а при покупке Жигулей - к покупке вообще всяких-всяких штук (существуют определенные устойчивые мнения, объективно доказывающие, что Жигули - не столько автомобиль, сколько конструктор, хобби и средство руки занять).
И хотя комплектация была не базовая - бортовой компьютер имеется в том числе, но еще нашелся и сервисный разъем OBD2, а судя по слухам из интернета - это что-то жутко крутое и крайне нужное. А раз есть разъем, туда бы, по-хорошему, и что-нить всунуть. Потому и всунем и посмотрим, что можно интересного (и можно ли в принципе) узнать.
Итак, часть первая - штука для автомобиля - адаптер ELM327
Вообще, практически в любом современном автомобиле (в том числе и в отечественных - лет уже эдак 18-20) разъем присутствует в обязательном порядке. Служит он для диагностики, мониторинга и, зачастую, прошивки и настройки ЭБУ (электронный блок управления).
При этом, если для диагностики вполне сгодится адаптер за пару-тройку сотен рублей, то цена за устройство именно для записи данных не ограничена ничем, и исчисляется уже сотнями долларов.
Суть в следующем: в разъем вставляется адаптер, который посредством, как правило, Bluetooth-соединения (хотя не редки модели и с Вай-Фаем) соединяется с каким-нибудь компьютером или телефоном и, в простейшем случае, передает данные. В своей жизни с прошивками разных телефонов, телевизоров и прочих штук я как-то наигрался, тем более прошивать компьютер машины желания не было никакого, а родной бортовой компьютер показывает практически всю необходимую информацию: средний и мгновенный расход, напряжение бортсети, температуру за бортом и охлаждающей жидкости, опять же - подсказчик переключения передач (хрень, как по мне, редкостная). Потому стояла цель всего лишь посмотреть, ради интереса, - может, какие интересные данные выведутся. Ну, мало ли, бывает же...
Итак, было решено купить на "Али" адаптер. И здесь все стало сложно. Внезапно оказалось, что существуют совершенно разные версии: одноплатные и с двумя платами, с версией прошивки 1.5 и версией 2.1, при этом версия 1.5 корректнее и адекватнее... Спустя сутки чтения я запутался окончательно, еще раз взвесил все "за" и "против" и со словами "фиг с ним - не самолет покупаю" потратил честно выигранный в розыгрыше приз - целых 450 рублей.
Купил здесь. Ссылка не реферальная, не рекламная, вообще никакая - просто именно этот адаптер подошел мне и прошел тесты ряда программ на "плохие" адаптеры, кроме того, он не теряет связь и не отключается, когда не нужно. По крайней мере, у меня на Гранте да на втором подопытном - Infinity EX35.
Приехал, значит, этот самый ELM327, и тут стал вопрос: и куда его, собственно?
Насколько я знаю, находиться разъем может практически где угодно: в бардачке, под капотом, рядом с педалями - везде, словом. У меня был найден где-то в ногах пассажира (на Инфинити же - под рулевой колонкой).
Вставил - ничего, чуда не произошло, откровение не нахлынуло. Запустил поиск на телефоне (самый обычный системный интерфейс) - устройство видно, но не подключается. Вытянул, опять вставил, собсна, ожидаемо - не подключается. Вспомнил анекдоты про Штирлица, свет и холодильник, решил включить зажигание. Практически сразу же подключилось. Я даже несколько удивился.
В силу того, что устройство не отключается, а питание на разъем подается постоянно, некоторое время боялся разрядки аккумулятора и вынимал адаптер после каждой поездки. После - перестал. Сейчас, бывает, машина стоит по 2-3 дня, все нормально - не садится (в интернетах страсти ходят - что за ночь простоя новый аккумулятор "в ноль" высаживает, не знаю, у меня не было), зимой, возможно, и буду опять вынимать, но не уверен.
После того как устройство "законнектилось", осталась мелочь, как-то поймать и понять, что именно оно передает. Дело в том, что помимо неких стандартизированных протоколов, которых, к слову, десяток, каждый производитель в каждой модели выдает свои данные по своим конкретным адресам. Более того, те же коды ошибок двигателя очень часто понятны только производителям, потому их расшифровка тоже в некоторых случаях сложна, и, иногда, бесперспективно. Так для работы с данными и корректным их отображением и нужны программы.
Часть вторая - программа для телефона - Car Scanner by 0vZ
Скажу честно и сразу - в Маркете великое множество программ. Достаточно ввести в запрос "OBD" или "ELM", и сразу же проникаешься теорией хаоса, инвариантности и тщетности бытия. Что гораздо веселее - абсолютное большинство (процентов, навскидку, 99) - так или иначе платные. Немногие бесплатные версии крайне урезанные и рекламные, не представляющие вот совсем никакого интереса - я дня три их перебирал - все без толку. Нет, конечно же, я и раньше слышал о великом и могучем Torque. Даже цена довольно лояльна - 150 рублей... Но как-то я ж умнее - потому найду лучше. И бесплатнее. Но, как вскоре понял, - нет, все-таки не найду. Потому установил тот самый Торк.
Вот, отличная штука - настраиваемая, функциональная, мощная - множество функций, данных, графиков, настроек, подключаемых модулей, недопереведенных слов, обрывов связи...
Этот тот самый комбайн, который при должной настройке может выдать именно нужную информацию. К примеру, данные по каждой поездке с отрисовкой на карте и отображением скорости на каждом участке, а попутно уведомить о прогретом двигателе, и напоминать при чрезмерных оборотах двигателя.
Все это может выгрузиться на сервер, а оттуда может быть проанализировано в удобном виде на компьютере.
Но это именно "может быть". Потому как в реальности - выгрузка на сервер у меня не работала 8 из 10 раз. Как, собственно, и доступ к серверу.
Периодически, часть поездки упорно не записывалась, даже с настройкой интерфейса как-то не задалось - выстраивание по сетке датчиков пальцем на экране телефона мне показалось излишне травмоопасным для мозга. Потому, несмотря на всю красоту и функциональность, поиски программы продолжались.
В какой-то момент скачал очередную, на тот момент казалось, поделку, которая начиналась словами: "Только у нас вы получите все платные функции бесплатно, а наша программа на 99,99% бесплатна". Будучи человеком легкодоверчивым, и выросшим в эпоху МММ и форекс, программу решил удалить сразу же по возвращении домой. И знаете что? Уже как месяца четыре не удалил... Как оказалось - не врали.
Программу очень долго "обкатывал" у себя, после, в качестве проверки, пару дней на "Финике", благо все показатели можно писать в своем профиле.
Конечно, бесплатная версия ограничена и рекламна, а оно ж интересно, какие функции скрываются в тех самых 0,01%, но купить ее не мог. Не потому что жадный или лень - возможности нет. Вот, нет у нас банковской системы, нет карточек, нет безнала (вебмани - есть, но ПлейМаркет с вебмани не дружит, в отличие от Алиэкспресс), потому немного повозился, и программа была чистосердечно разблокирована (конечно же, уважая авторское право, попользовавшись платной версией, я принял для себя решение ее удалить и как-нибудь отблагодарить автора, если понравится софтинка, конечно же).
С первого дня все пошло не так - программа упорно не желала работать при выключенном экране (я понимал, что виной - телефон и энергосбережение, скорее всего), но тем не менее написал автору, мол - не работает, нужно что-то сделать. И автор сделал. Не знаю что, но прислал ссылку на бета-версию, которая уже не вылетала. Я это к тому, что разработчик (а это один человек, наш соотечественник) идет на контакт, принимает пожелания, нормально относится к обратной связи, и всячески помогает. Как по мне, поддержка разработчика - огромный плюс в карму программы.
А дальше все оказалось просто. В отличие от Торка, ставить десяток плагинов не пришлось - все встроено. Максимум что - в платной редакции доступны дополнительные наборы датчиков (т.н. PIDы) - загрузить можно как с сервера программы, так и с файла. Нашел я, значит, на форуме Torque файлик с дополнительными датчиками (правда, из новых там буквально пара оказалась) и импортировал в Car Scanner.
Настраивать панель тоже особо не пришлось - да, в отличие от Торка, здесь нет свободного расположения элементов, но вот несколько десятков макетов имеется.
Мне кажется - так удобнее и проще. Все что нужно - выбрать макет, и заполнить его нужными датчиками.
Набор для каждого автомобиля свой. У меня - самый, как я понимаю, простой и базовый, но, тем не менее, не маленький. У людей показывает больше, в том числе отзывались и о температуре АКПП, к примеру. На том же Infinity данных валом, и хоть температуры АКПП не нашел, но пропуски зажигания по каждому из цилиндров и температуру блоков катализатора показывает.
Вот выбрали датчики и все - ездим, смотрим, любуемся циферками.
Или графиками, оно ж напряжение сети, как кажется, удобнее графиком чтоб выводилось.
Кстати, от бортового компьютера несколько отличается, милливольты теряются на клеммах, как понимаю, да и компьютер "сглаживает" все в усредненное.
Если же датчики рассмотреть чуть глубже, то можно заметить, что их можно сделать динамическими - будет меняться цвет (какой на какой - вопрос открытый - на усмотрение пользователя, кастомизация цветовой гаммы датчика присутствует в полной мере).
Скорость, к примеру, отображаем, и поставим, чтоб при 180 километрах светилась красным, хотя, при 180 может уже и поздно светиться... Пусть будет стандартные 70 км/час. Так, боковое зрение улавливает изменение цвета гораздо легче показаний спидометра. Это я так, эксперимента ради попробовал - езжу я прилично, скоростной режим соблюдаю интуитивно, повороты показываю, ремень пристегиваю (даже ходовые огни не обрезал, как советовали многие - мол, оно ж потребляет).
Можно поставить и звуковой сигнал-предупреждение, причем как на максимальное значение, так и на минимальное. Я выставил на обороты - жена учится водить, вот и перегазовку пищит вовремя, а не когда стрелка заваливается, и о низких оборотах оповещает до того, как глохнуть начинаем.
То же можно и о температуре. Насколько знаю, на некоторых Логанах датчик температуры охлаждающей жидкости вырезан с приборной панели. Зачем - не знаю, но факт (даже на подопытном Инфинити, датчик - безымянная условная стрелка). А здесь можно вывести на дисплей и звук поставить на кипение. Удобно и практично.
Всякие мониторинги положения дроссельной заслонки и кислорода упущу - они как-то сугубо специфичны (кратко в программе автор описал их роль, но их показания и нормы могут отличаться от модели к модели).
"Панель приборов" мне как-то особо и не пригодилась - вся оперативная информация и на штатной панели имеется - оно и нужно-то: температура да скорость иногда, ну, и обороты с зарядом аккумулятора. Все равно в народном автомобиле и датчиков больше нет. Здесь обращу внимание: программа пишет статистику поездок и в нее вносятся, кроме очевидных скорости, расхода, и расстояние и те данные, которые выбраны в панели, потому, если есть что нужно контролировать, мне видится, лучше его выносить на панель.
Зато вот разделом "Статистика" пользуюсь постоянно.
Фактически - это наш расходомер. Именно здесь накапливается информация по поездкам: километраж, расход топлива средний, общее количество использованного топлива.
Можно посмотреть как накопительно, так и за конкретный период, причем не только по быстрым кнопкам с фиксированными значениями - задать можно совершенно произвольный период. Мне, к примеру, бывает интересна статистика на текущей "заправке". Так, чеки я выбрасываю редко, езжу немного, но раз в пару-тройку недель заправляюсь точно - в чеке дату посмотрел, период выставил, и радуюсь расходу. Хотя, если честно, о расходе не думаю и вообще не понимаю, почему все к нему так привязались, что есть - то и наше, все равно ездить и заправляться, а менять стиль вождения, который я лет 15 вырабатывал, ради цифер я не буду. Есть и краткая статистика - минимум информации, но по каждой поездке.
Нашелся глюк: программу каждый раз перед поездкой нужно включать и выключать после ее завершения - иначе "поездкой" считается не момент между запуском двигателя и его остановкой, а практически весь день. Судя по форуму и общению с автором - у меня. Так, завелся в 9:00, вернулся домой в 15:00. Из них "на колесах" был минут 40, но программа считает среднюю скорость как за все 6 часов. И расход, конечно средний получится в обе стороны, а не два отдельных (на работу и обратно). Тем не менее, пусть и не без оговорок, но мне нравится - минимализм, лаконичность - правильно. А проблему автору отправил - в стадии рассмотрения, может и решится.
Если расход отображаемый разнится с фактическим (техника же ж) - можно задать поправочный коэффициент. Можно и откалибровать автоматически - залить полный бак, на следующей заправке написать, сколько залили. Фактически, то же, что и ручной расчет, но автоматический. Я пробовал, не понравилось - как-то "из коробки" лучше считает (благо откат имеется - удалили калибровку и все).
Посмотреть, кстати, развернутую информацию по каждой поездке тоже можно, но чуть сложнее - запись данных вынесена отдельным пунктом в настройках.
Именно здесь выбираем нужную поездку, нужные данные и смотрим в виде графика. Отображение лично мне не нравится, но я и не пользуюсь особо.
Можно посмотреть и на компьютере с небольшими танцами с бубном. Во-первых, нужно в телефоне найти файлы данных с расширением brc, которые находятся по адресу: data/data/com.ovz.carscanner/files.
Во-вторых, скопировать их на компьютер и открыть с помощью конвертора из этого сообщения (программу предоставил автор Car Scanner'а - 0vZ).
В итоге у нас получится файл csv с разделителями, ну а дальше - навыки работы с Excel помогут получить такую картинку:
Да, с одной стороны, сложнее, чем облачные данные Торка, с другой - гарантированно работает, а вот синхронизация Торка у меня работала крайне случайно.
Для любителей быстрой езды есть замер динамики разгона. Работает, как для меня, почти идеально - выбираем нужное, останавливаемся (обязательно!) и едем, как только будет набрана нужная скорость, программа автоматически заполнит значения. Очень удобно - не нужно отвлекаться и что-то делать. Вообще, ничего не нужно, что за рулем весьма важно.
Да, проверять разгон в городе - дело неблагодарное, то светофор переключается не вовремя, то с коляской через улицу, вдруг, перебежать хотят, то вовсе Уралы по встречной ездят... Потому с динамикой у меня не срослось, ну, и Жигули, опять же...
Как и в любой другой программе, присутствует проверка на ошибки двигателя. Быстрая - минут пятнадцать проходится, полная - несколько часов.
Люди находят, определяют (но определять нужно самим, в силу специфики кодов, у каждого производителя они могут значить нечто свое, потому код ошибки - пожалуйста, но что значит точно - Гугл в помощь. Или Яндекс, если на Гугле вдруг забанили).
Для тех, кто понимает, что делает, - есть режим терминала, в котором можно откалибровать датчики, отправить запросы на собственные PID, тонко настроить адаптер. Я к ним себя не отношу, потому могу только зафиксировать наличие оного режима, и с чужих слов сказать - работает, не жаловались.
А теперь самое интересное. Программа действительно бесплатная. Полностью. Даже платная версия. Дело в том, что разработчик может предоставить промокод на полную версию за положительный отзыв в Маркете. Самое же интересное в том, что, будучи человеком относительно честным и свои рекомендации направо и лево не раздающим, я данной опцией сразу не воспользовался. Как я писал - программу немного "обесплатил" имеющимися средствами, но спустя месяц, я взял, удалил ломаную версию, скачал с Маркета и таки написал тот самый положительный отзыв. Просто потому, что Car Scanner на самом деле его заслуживает. И, да, свой промокод я получил.
Мнение
Что я хочу сказать, программа заметно уступает по функциональности Torque, но только ему. Если же сравнивать бесплатную версию - у нее в принципе нет аналогов, сама по себе она вполне самодостаточна и функции платной версии не настолько значимы, чтобы их рассматривать отдельно. Даже если сравнивать платную версию с тем же Torque, то, вот, к примеру, я отказался от Торка в пользу Car Scanner просто потому, что меня утомили непонятные настройки непонятных плагинов и непонятная, с трудом прогнозируемая, работа. Конечно, если нужно много всего-всего, в том числе никому не нужных плагинов и опций, - только Торк, без вариантов, Car Scanner'у есть куда расти, бесспорно.
Если же нужна простота настройки, приятный интерфейс и все это без ущерба для основных возможностей, способных значительно расширить возможности бортового компьютера, - здесь я выбрал Car Scanner. Все необходимые инструменты, включая мультипрофили, поиск и очистку ошибок, и проверку датчиков, присутствуют и работают. С подключением тоже особых проблем не замечено. У меня вовсе все без проволочек определилось, на случай проблем предусмотрено множество специфичных профилей подключения с работой по различным стандартам.
Да, программа существует не только в среде Android - владельцы iOS и относительно немногочисленные пользователи Windows Phone также могут установить программу из соответствующего магазина. А вся необходимая информация есть на официальном сайте.
Гординский Олег
Используемое автором устройство: Xiaomi Mi5