Последний месяц лета и начало осени стали временем кардинальных изменений для российского рынка мобильного ритейла. В результате крупномасштабных акций по задержанию на таможне партий телефонов сотовый рынок залихорадило - цены на отдельные модели трубок подскочили вдвое. Однако главный результат кризиса - не кратковременное повышение цен, а структурное изменение рынка торговли сотовыми, пишут "Финансовые известия".
Хотя задержанные телефоны составляли меньше недельного объема сбыта трубок в России, рынок немедленно впал в панику. Уже на следующий день после первого ареста цены на телефоны в розничных точках скакнули на 15%, а через неделю выросли еще больше. Лидерами подорожания стали престижные модели сотовых телефонов. Так, трубка Nokia 8800, которую до кризиса продавали примерно за $1100, всего за ночь подорожала до $2000. Ряд популярных моделей временно исчез из продажи. На рынок просочились слухи о том, что "Евросеть" скупает трубки у конкурентов в розницу.
На рынке ходят разные слухи о том, кто мог стать выгодоприобретателем от проведенных на таможне спецопераций. Всего версий пять. Во-первых, кризис мог сыграть на руку крупным розничным компаниям. Они, в отличие от более мелких конкурентов и в особенности от региональных сетей, имеют доступ к внешнему финансированию. А следовательно, могут пережить месяц-другой без товара. Чего не скажешь о мелких сетях. Когда продажи не идут, арендную плату и зарплату персоналу платить все равно надо. А это ослабляет торговца и делает его удобной мишенью для поглощения более крупным и удачливым игроком. Вторая версия прямо противоположна первой - от действий правоохранительных органов могли выиграть как раз именно мелкие региональные торговцы, недовольные экспансией москвичей и петербуржцев в свою вотчину. Однако у этой версии есть одно "но": региональных сетей много, и договориться им непросто. По крайней мере до сих пор о результативных совместных действиях регионалов не было слышно ничего. Согласно третьей версии, выиграть от сотового кризиса могли оптовые компании. Ведь в первую очередь аресты на таможне пошатнули положение тех компаний, которым предназначался товар, а именно - крупных розничных торговцев. Оптовики недовольны масштабной экспансией розничных сетей - ведь чем крупнее розничный торговец, тем больше он склонен работать с производителем телефонов напрямую - минуя оптовика. Четвертая и пятая версия относятся к области фантастических, однако тоже имеют право на существование. Согласно четвертой версии, в кратковременном таможенном кризисе могут быть заинтересованы производители сотовых телефонов. Их не устраивает демпинговая политика российских торговцев, поэтому "обелить" рынок и "прижать" зарвавшихся ритейлеров - вполне в их интересах. Наконец, пятая версия гласит, что у истоков таможенного кризиса могут стоять сотовые операторы. Объяснение в данном случае простое: нигде в мире розничные сети не имеют такого влияния, как в России. В большинстве европейских стран (за исключением Великобритании и Германии) и США торговля мобильными трубками - вотчина самих операторов. С другой стороны, российские сотовые операторы - биржевые компании и поэтому работать в полукриминальной среде торговцев сотовыми телефонами просто не могут. Так что "обеление" рынка вполне укладывается в логику экспансии операторов на рынок сотового ритейла.