МЕНЮ
Helpix в соцсетях:

Электровелосипед (смарт-байк) Airwheel R3 - Я буду долго гнать велосипед!

11.08.2017

Успехи в вычислительных технологиях, совмещенные с изобретением компактных и ёмких литий-ионных аккумуляторов, привели к революционному прогрессу в автомобилестроении. Электромобили, в том числе и беспилотные, вышли из фантастических романов на улицы городов.

Дошел этот прогресс и до доброго старого велосипеда. Нет, беспилотные велосипеды ещё не появились, но вот смарт-байки, в которых электрическая тяга совмещена с электронными "мозгами", уже стали реальностью.

Один из них довелось "по большому блату" опробовать и мне. О чем я сейчас и отчитаюсь.

Глава 1. Конструктив

В конструкции есть как сходство с обычными велосипедами, так и различие. Посмотрим на вид нашего смарт-байка справа и слева:

Для начала отметим хорошую укомплектованность устройства. В нём уже предусмотрены передняя фара, два крыла над колесами и даже багажник. Значит, дополнительно на эти "прибамбасы" тратиться не придется.

Теперь смотрим на ходовую часть. У этого электровелосипеда - небольшие 14-дюймовые колеса, характерные для городских мини-байков, которые после езды можно поставить в ограниченном пространстве. Но этот электробайк - еще и складной, причем в нескольких измерениях: у него складная рама, складной руль и даже складные педали!

Изучим, как это работает.

Для этого посмотрим на заднюю часть велосипеда:

Сзади как раз и находятся основные детали механизма складывания велосипеда. Части его рамы разъединяются там, где находится верхняя часть подвеса в виде красной пружины. Чтобы их разъединить, нужно отогнуть часть плоской пружины над подвесом, после чего сложить байк пополам. При этом необычные рожки-колесики на багажнике окажутся внизу и будут опорами для сложенного пополам велосипеда.

Но и это не всё - руль тоже имеет механизм для складывания пополам, и его тоже можно сложить. Что после всех этих действий получается в результате, можно видеть на следующей фотке:

Но, оказывается, что и даже это - не всё. Педали тоже можно сложить; а как выглядит одна и та же педаль в сложенном и разложенном виде, Вы можете увидеть на "сдвоенной" (в фоторедакторе) фотографии:

Изучим колеса, начиная с заднего:

Тут есть на что полюбоваться. Сначала полюбуемся на замечательные литые диски - красота! И не только красота, но и удобство: операция регулировки спиц отпадает пожизненно.

Литые диски сопровождает еще одна приятность - дисковые тормоза.

Теперь полюбуемся на крупное утолщение вблизи вокруг оси колеса, это - бесщеточный (бесколлекторный) электромотор постоянного тока, тоже одно из достижений современной техники. Их существование стало возможным благодаря транзисторным ключам с высоким предельно допустимым током и малым внутренним сопротивлением.

А вот цепь и звездочка для езды с помощью кручения педалей - самые обыкновенные. Мне слово "обыкновенные" вообще очень нравится. Оно означает, что в случае чего запчасти можно будет купить без проблем. А слово "уникальный" для меня равносильно ругательству.

В нашем аппарате, к счастью, много "обыкновенных" составных частей, включая седло, покрышки, камеры и даже педали. Педали здесь - хотя и складывающиеся, но резьба у них стандартная и замена проблем не вызовет.

Правда, камера имеет ниппель, изогнутый набок, - это необходимо, чтобы он не упирался в мотор и был бы доступен. Имейте это в виду, если камеру придется менять.

А вот и переднее колесо:

Ну, тут ничего этакого особенного нет. Заметим только над колесом фару.

Угол наклона фары можно регулировать, а питается она не от отдельного источника, а от ходового аккумулятора велосипеда.

Фара состоит из двух белых светодиодов, каждый со своим отражателем.

А вот и "сердце" нашего Airwheel R3 - блок управления с аккумулятором:

На фото блок показан с той стороны, где находится кнопка включения и разъем для присоединения зарядного устройства (разъем прикрывается резиновой крышечкой).

Этот блок можно снять, но для этого надо будет хорошо (и аккуратно!) поработать руками: разъединить три разъема, ослабить два винта и отщелкнуть защелку. В связи с некоторой трудоемкостью этих операций, для зарядки аккумулятора лучше не снимать этот блок, а подвести электричество ближе к нему, например, с помощью удлинителя.

Кстати, влагостойкие разъемы блока управления выглядят весьма нетривиально:

Аккумулятор находится внутри блока управления, и он - несъемный.

Зарядное устройство для аккумулятора имеет выходное напряжение 42 В, а выходной ток - 2 А. Время заряда после полного разряда - чуть больше трех часов (проверено). То есть если Вы приехали на этом байке на работу и сильно израсходовали аккумулятор, то за рабочий день он гарантированно зарядится.

Теперь изучим штурвал велосипеда - его руль.

На правой стороне находится индикатор уровня аккумулятора (красный, желтый и зеленый светодиоды), кольцо акселератора (регулировка мощности, передаваемой в мотор) и собственно рулевая часть на самом правом краю руля:

Левая сторона - чуть менее интересная. Там находятся, кроме рукоятки руля, две кнопки: одна подает звуковой сигнал, отпугивая встречных пешеходов; другая включает фару.

Наконец, чисто для проформы, посмотрим на седло:

Седло, как я уже писал, - обыкновенное. Если Вы его протрете до дыр, то легко будет заменить на любое другое понравившееся из ближайшего магазина велозапчастей.

Глава 2. Тест-драйвы электровелосипеда Airwheel R3

Официально производителем заявлено 20-25 км хода на одной зарядке; остальные характеристики можно посмотреть на российском сайте производителя.

Собственно, дальность хода на одной зарядке - это и есть главная характеристика любого электрического транспортного средства.

Тест-драйв на дальность по улицам города показал дистанцию 23 км. Но к концу тест-драйва скорость уже была медленной, так что в "боевом" катании (например, на работу) лучше на такую дальность не рассчитывать (имейте запас по ресурсу).

Кстати, проверил я и скоростные характеристики в реальной поездке на работу (в режиме срочного вызова в вечернее время!). Поездка проходила по улицам с небольшим числом светофоров, благодаря чему количество торможений и ускорений тоже было небольшим. И, притом, при старте после каждой остановки перед светофором, я первые несколько секунд разгонялся кручением педалей, и только потом включал мотор (для экономии заряда).

"Протокол" поездки, составленный навигационной программой, можно посмотреть на этом скриншоте:

Итого, до работы путь составил 10,26 км, а проехал я их за 39 минут (включая остановки на светофорах суммарно примерно на 3 минуты). Сравнительный анализ по Яндекс.Картам (а также по личному опыту) показал, что по сравнению с общественным транспортом я выиграл 9 минут; а с автомобилем сравнивать сложно, поскольку без пробок можно доехать раза в два-три быстрее, а с пробками - во столько же раз медленнее. Иными словами, велосипед - намного надежнее автомобиля и ощутимо быстрее общественного транспорта!

Что интересно: после всех тест-драйвов мотор почти не нагревался! Это свидетельствует о его высоком КПД. Мощность уходит в движение, а не в нагрев мотора.

Подводя итог этой части отчета, можно сказать, что заявленные производителем характеристики подтвердились, хотя и без "перевыполнения". А на "перевыполнение" характеристик смело могут рассчитывать тонкие и стройные барышни с весом до 50-55 кг: для них наверняка и дальность, и скорость окажутся заметно выше.

Из рекомендаций могу посоветовать помогать электромотору в трудных местах пути: на подъеме в гору и на "тяжелой" дороге. Кроме того, целесообразно стартовать с места кручением педалей, и только через 2-3 секунды запускать мотор. И не забывайте вовремя подкачивать шины: их проминание при езде может "съесть" значительную часть энергии.

Глава 3. Приложение Airwheel для управления электровелосипедом со смартфона или планшета

Возможно, читатели отчета уже заметили, что на электровелосипеде нет почти никакой индикации, кроме уровня заряда аккумулятора. "Фу, что за примитив!" - скажете Вы. И не угадаете! Это же смарт-байк! Все настройки и контроль осуществляются со смартфона в приложении под названием "Airwheel", работающем через беспроводное подключение по Bluetooth. Приложение загружается из штатных магазинов приложений, оно - бесплатное и поддерживает русский язык.

Для его успешной работы сначала надо, разумеется, разрешить на смартфоне Bluetooth. А на байке его разрешать не надо - оно там разрешено "по умолчанию".

И вот, Вы "сдружили" устройства. Первым делом приложение попросит Вас заполнить некую регистрационную форму. Я не нашел, как этот пункт обойти, и заполнил всё почти честно. В тот же день мне пришло письмо от Airwheel на хорошем английском с подтверждением регистрации и какими-то правилами из 3-х пунктов.

Затем приложение спрашивает, что я хочу подключить - шлем или электроскутер?

Правильный ответ - электроскутер. После чего приложение спросит пароль и перейдет в состояние спидометра с показом текущей скорости:

Дальше есть три возможности: оставить режим спидометра, либо перейти в режим главного меню (левый верхний угол "спидометра"), либо в режим настроек ("шестерня" в левом нижнем углу).

Главное меню выглядит так:

А режим настроек - таков:

Здесь в пункте "Настройка ограничений" можно настроить максимальную передачу мотора (физически это - мощность) от 1 до 16 уровня:

При самом высоком (16-м) уровне велосипед предупреждает, что ехать Вы будете быстро:

И действительно, при такой настройке он рвет с места как бешеный (скорость превышает заявленную производителем в 20 км/ч, и может оказаться даже немного выше 25 км/ч). И, как бешеный, он расходует аккумулятор. К счастью, этот режим не запоминается и при следующем включении велосипед поедет спокойно. Но в экстренных случаях этот режим может быть крайне полезен.

А в пункте "Установить режим езды с помощью двигателя" можно настроить уровень помощи мотора человеку при комбинированном режиме езды (кстати, отдельно этот режим включать не надо - достаточно включить блок управления и начать крутить педали, превысив некий порог скорости):

Но этот режим - для легкого спокойного катания (когда Вы никуда не спешите), поскольку скорость велосипеда с кручением педалей - небольшая (из-за низкой передачи звездочек).

Подводя итоги работы приложения, отметим, что если Вы захотите работать с ним постоянно, то целесообразно приобрести крепление для смартфона на велосипед.

Но, за исключением режима "ускоренной" езды на 16-й передаче, пользоваться байком можно и без смартфона.

Глава 4. Итоги и выводы

Главный вывод: электровелосипед Airwheel R3 полностью оправдал заявленные производителем характеристики.

А теперь - немного лирики.

Современные технологии превратили электровелосипед из громоздкого и тяжеленного "монстра" со свинцовыми аккумуляторами в небольшую аккуратную конструкцию с весом, лишь немного превышающим вес типового "общегражданского" велосипеда.

Он реально стал удобным средством индивидуального транспорта. Но, как все средства транспорта, он имеет свою классификацию.

Электровелосипед Airwheel, попавший мне на тест-драйв, не конкурирует с мощными электробайками с киловаттами под капотом (которого, правда, у велосипедов нет).

Это - городской мини-велосипед, относительно легкий, удобный в транспортировке и в хранении дома или на работе (в течение рабочего дня).

Он пригоден для поездок на работу (на умеренные расстояния при наличии безопасных дорог), для легких прогулок по паркам, для поездок в окрестностях дачи или коттеджа.

Для жителей Москвы дополнительные возможности даёт открытие кольцевой линии МЦК, на которой, в отличие от наших "классических" линий метро, провоз велосипеда - бесплатный и беспроблемный; есть даже специальные "веловагоны". Часть маршрута, например, можно проехать по МЦК, а часть - на электровелосипеде.

Общая оценка этого смарт-байка - 9/10. Один балл снят за слишком заковыристый процесс снятия аккумуляторно-контроллерного блока с велосипеда.

Виктор Московский

Залетайте за защитными стеклами на iphone xr пока их ещё не все разобрали
© 2003-2024
Хэлпикс
 
Рейтинг@Mail.ru