Жил-был телевизор. Самый обычный, плазма, без всяких там Андроидов и вайфаев. Жил себе, жил, а потом взял и пал смертью храбрых. Дезертировал, значит, с поля боя в свою телевизорскую Вальхаллу. Попытки оживить особым успехом не увенчались: сервисные центры разговор начинают от 7 т.р., при этом честно предупреждают, что замена одного блока может повлечь замену еще пары, и тогда ремонт будет в районе 20-25 т.р. За семилетнюю плазму. Спасибо, не нужно...
А т.к. к телевизору уже привыкли, да и узнать, прибьет ли в конце концов Лиззи Реймонда Редингтона ("Черный список", если что), весьма интересно, то было решено очень быстро покупать новый. И я сел, значит, изучать все современные направления и что в принципе происходит в мире телевизоростроения.
Вообще, у меня есть Android ТВ-приставка, потому идеальным вариантом виделась покупка тупо панели без всяких "смарт". Но первые же пять минут показали, что идея сия совершенно нереализуема: телевизоры относительно больших диагоналей (рассматривался вариант 50-60 дюймов) без "смарта" выпускают только откровенно подвальные производители. Потому сел за сравнения операционных систем, аппаратной "начинки", прошивок и всего такого.
Спустя еще час, я пришел к пониманию тщетности бытия и, что главное, если я еще немного покопаюсь, то телевизор я не куплю никогда: уж слишком всего много, и все очень далеко от понимаемых мной смартфонов и компьютеров. Потому тупо берем семью, едем в магазин, смотрим, что есть в наличии, ищем дешевле в интернет-магазинах, и покупаем.
Последующие полгода после покупки показали, что подход, в целом, неплох, но только при наличествующем высоком уровне навыка "Удача", потому как тонких мест и граблей (на часть из которых наступил) просто тьма. И за эти полгода с телевизором я выработал для себя некие субъективные критерии, по которым, по-хорошему, и стоило бы выбирать телевизор.
Итак, - TCL 55p8MUS.
Размер
Все просто: чем больше, тем лучше. Как бы да. Но изначально не мешало бы посмотреть, где именно в комнате будет находиться телевизор и сколько для него есть места. Так, если это ниша в мебели, ограничения по размеру крайне критичные...
При размерах TCL p8mus 127,7×72 см (без ножек), плюс еще 6 сантиметров ножек, поместиться в отведенное когда-то очень давно место шансов маловато. Потому нишу занимаем декорациями и вставляем в рассказ в качестве декоративного элемента
...если же стена - то стоит понять, из чего она. Я, например, в свое время столкнулся с банальным полотенцедержателем и шлаконаливной стеной - эта фиговина упорно не желала держаться на дюбелях, и вопрос решился, только когда я, с психу, просверлил стену насквозь и приделал это все 60-сантиметровыми сквозными шпильками, благо внешняя стена в частном доме. По той же причине, у меня на стене висит только маленький (21 дюйм) кухонный телевизор, ничего тяжелее мои стены не выдержат.
Если же имеется телевизионная тумбочка, то здесь стоит не только знать размеры телевизора и тумбочки, но и понимать расположение ножек телевизора. Так, я, почему-то, об этом не подумал, в итоге, купленный мной TCL просто не поместился: расстояние между креплениями ног (99 см), в принципе, меньше тумбочки, но сами ноги направлены в стороны, и в максимальной точке, расстояние между опорами уже 113 см. И все, приплыли.
Смотрятся ножки, бесспорно, эффектно, но исходя из личной практики, гораздо удобнее, когда опора одна - по центру экрана
Вот как-то так было на прошлом телевизоре - такую конструкцию можно хоть на прикроватную тумбочку ставить
Пришлось смотреть, что же у меня есть и что можно сделать (заказать новую тумбу - вариант неплохой, но не нравится чего-то). Хорошо, что нашлась крышка со старого пианино (пианино тоже есть, вернее, уже пианино без крышки). В итоге - такое вот произведение дизайнерской мысли.
О соотношении диагонали и оптимального расстояния от дивана до панели не буду - раньше считалось, 1 метр на каждые 10 дюймов (примерно), теперь - что метровую диагональ нужно смотреть с пары метров.
Мое личное мнение, 55 дюймов с четырех метров смотрятся прекрасно.
"Первый" международный - реклама самогонного аппарата за 249,99 евро, - как ни странно, понял весь смысл, при том, что на немецком, кроме "хенде хох" и "шайзе", не знаю ничего
Малоизвестная грустная история про мальчика, которого на Рождество забыли дома родители, говорят, может стать довольно популярным
Телевизор - лицо гостиной. Кто бы чего ни говорил, но дизайн - это важно.
В случае TCL 55p8mus я лично не вижу никаких проблем - нижняя цилиндрическая грань и аккуратные пластиковые рамки "под металл" взгляд притягивают...
Светодиод может гореть, а может мигать, что важнее - отключается штатным образом из настроек, - если телевизор стоит в спальне, мешать здоровому сну не будет
Тип экрана
На сегодня, если откинуть все маркетинговые слова, осталось целых два основных типа: LED и OLED. В принципе, все то же самое, что и в телефонах: одним из вариантов LED является всем известный IPS, что же касается OLED - его в телефоностроении представляет AMOLED.
В телевизоре все особенности совершенно идентичны. Так, главным плюсом OLED (органические светодиоды) является черный цвет. После ухода с рынка плазменных панелей, идеальный черный остался только в таких дисплеях. Достигается он просто: светодиод просто ничего не излучает. Потому черный является абсолютным. Соответственно, именно благодаря "абсолютному" черному имеем огромные показатели контрастности, что в условиях кинематографических спецэффектов никак лишним не будет.
Минус же, фактически, один - выгорание пикселей. Причем это не миф. Аналогичная ситуация была на плазменных панелях (я тогда посчитал все это весьма абсурдными вещами, а зря) - статичная картинка вполне могла оставить след на экране. Так, после просмотра фильма с водяным знаком в углу (часа два), остаточное изображение водяного знака могло сходить день-два.
Проблема OLED такая же - неподвижное изображение оставляет свой след. Причем время, после которого остается остаточное изображение, исчисляется часами или минутами. Производители идут на ряд ухищрений: автоматическое изменение яркости экрана, заставки и прочее, - словом, основная задача - любым способом "сдвинуть" изображение во время затянувшейся паузы (на моей старой плазме, к примеру, пауза автоматически снималась, и начиналось воспроизведение, спустя что-то около 15-ти минут). Такие банальные решения, вместе с постоянным развитием технологий, практически и нивелируют проблему.
Что касается LED, то здесь все несколько сложнее.
Во-первых, существует два основных типа экрана: IPS (всем известный) и VA. Преимущества первого - широкие углы обзора. Но - весьма посредственный черный цвет (как по мне, заметно, только если сравнивать одновременно два телевизора).
Что касается VA-матрицы, то ее главным плюсом выступает как раз неплохой черный, как следствие, высокие уровни контрастности, что, пожалуй, и послужило причиной высокой популярности таких экранов. Но - платой за цвет выступили относительно небольшие углы обзора, по сути, смотреть такие телевизоры можно только под близкими к 90 градусам углами.
Цвета не инвертируются, но становятся очень тусклыми, потому смотреть большой компанией кино может и не получиться. В этом плане, p8mus - совершенно типичен, проблема не модели или цены, а исключительно технологии матрицы
Кстати, именно аббревиатура LED сейчас не в тренде, вместо нее используется QLED. На русском языке звучит вообще шикарно - дисплей на квантовых точках. Название - придумка Самсунга, сейчас используется повсеместно. Теоретически - это что-то заоблачное с минимальным временем отклика, супермелкими пикселями, нереальной цветовой передачей и прочими блекджеками. Практически - ничего нового, цвета чуть лучше, возможно... да уж, как говорилось в старой рекламе: "Понты - понятие нам неблизкое, мы за общение, мы за «Клинское»".
И, да, чуть не упустил самое главное - цена. Даже в рамках одного бренда, OLED-телевизоры в два-три раза дороже "ледов" с аналогичными возможностями. В среднем, начальная цена на приличный OLED-телевизор (не топ и не премиум) колеблется в районе 100-150 тысяч.
Я свой выбор делал, даже не зная всех этих особенностей, потому упустил тот факт, что часто смотрю телевизор именно с кресла, стоящего сбоку, что с учетом моей матрицы (VA) не всегда комфортно - цвета искажаются очень сильно, и теперь приходится менять привычки и перемещаться с любимого кресла на непривычный диван. А всего-то стоило походить вокруг телевизора при покупке.
Операционная система
В отличие от телефонов, где все понятно, в мире ТВ монополии Андроида не наблюдается. Так, LG предпочитает собственную систему - WebOS, Samsung всюду лепит свой Tizen. Все остальные останавливаются на различных вариациях Android. Плюсы и минусы очевидны: неандроидные системы явно быстрее и стабильнее, но и менее расширяемы.
Андроид же, традиционно, периодически задумчив, часто глючен, всегда непредсказуем (мой телевизор пару раз за полгода зависал так, что только выдергивание провода из розетки помогало), но в противовес обладает огромными возможностями расширения функциональности. Потому для меня выбор очевиден - уж бороться с глюками Android'а не привыкать, а вот отказываться от функциональности - не-не.
На сегодня, в телевизорах и ТВ-приставках, существуют две возможные версии этой системы: AOSP (система на базе открытого кода Гугл) и Android TV (лицензируемая Гуглом система).
AOSP - фактически то же самое, что мы видим в наших телефонах, со всеми теми же возможностями. Небольшие ярлыки, всякие виджеты, любые приложения, обои, заставки и прочее. Вроде как, удобно и привычно.
Знакомый интерфейс, не правда ли? Как по мне, пользоваться таким с расстояния в несколько метров - испытание на ловкость то еще
Зато, напомню, - расширяемость.
Производители вполне себе понимают, что чистый AOSP в ТВ-устройствах не особо удобен, потому, как минимум, ставят свои оболочки. На фото - рабочий стол от Ugoos
Android TV (ATV), наоборот, полностью заточена под телевизор.
Вместо ярлыков - большие пиктограммы, переход между которыми осуществляется кнопками вправо-влево.
В отличие от AOSP, таким интерфейсом пользоваться удобно с любого расстояния и, что важно, с любого пульта
Понимая, что в основном используется десяток приложений, основной упор сделали на т.н. "каналы" - часто используемый контент из программ выносится на рабочий стол. Так, поддерживаемые приложения могут выводить историю, рекомендации, часто используемую информацию.
Бесспорно очень удобно - для того, чтобы начать утром просмотр "Черного плаща", не нужно открывать программу - с рабочего стола выбираем нужную пиктограмму. Конечно, "каналы" в первую очередь должно поддерживать основное приложение - из очень многих IPTV-плееров, с этим справился только OTT navigator.
Кстати, сменить фон лончера нельзя - он автоматически окрашивается в цвет активной пиктограммы, единственный вариант - установка стороннего рабочего стола, но без танцев с бубном здесь не обойтись.
Установить-то установили, но для виджетов нужны особые разрешения - через компьютер и adb-соединение прописываем три команды, о которых говорит программа
Но после установки, по нажатию кнопки "Домой" нас выкидывает на стоковый рабочий стол. Сторонних прошивок нет, рут-прав нет, фантазии нет... Хотя, фантазия есть, и, как говорил, опыт работы с Андроид какой-никакой, а имеется. Потому устанавливаем программу Button Remaper (вообще №1 в списке "мастхэв" для Андроид ТВ). И в ней уже переназначаем кнопку "Домой".
А можно оставить как есть, а сторонний лончер назначить на долгое нажатие, тогда можно будет переключаться между ними когда нужно
Теперь, нажав на "домик", мы будем попадать в новый установленный лончер.
Ограничением же ATV выступает именно количество программ - "местный" Плеймаркет предоставляет только адаптированные приложения, которых, в сравнении с "чистым" Android, очень немного.
Красиво, эффектно, но большинство контента - платные нетфликсы и ivi, я большую часть программ устанавливал со сторонних источников
Второй момент - отсутствие адаптации к сенсорному вводу, например, очень непросто пользоваться интернет-браузерами: во-первых, их как бы и не много в принципе, а во-вторых, многие операции в них происходят методом "отфонарного тыка" в надежде попасть на нужный пункт перебором кнопок "вправо"-"влево"-"вверх"-"вниз" пульта.
TV WEB - в качестве лечебного "костыля" браузер сам рисует курсор, которым управляем с пульта. Решение так себе, но вполне пригодное - почитать новости вполне можно
Бонусом идет практически полное отсутствие адаптации под телевизор у большинства программ, - в лучшем случае, она запустится в портретной ориентации...
...в худшем, в довесок она будет заточена под сенсорное управление, без возможности управления пультом. Этим страдает, например, популярный файловый менеджер ES Проводник, и очень многие интернет-браузеры.
Опыта использования ATV как такового, до покупки TCL у меня не было, потому и мнение было однозначным - только чистый Андроид, в конце концов, при желании его можно превратить во что угодно, а при наличии рут-прав и в Андроид ТВ.
Телевизор на кухне, на нем виднеется ТВ-приставка Ugoos x3 на стоковом чистом AOSP, но с рут-доступом. За 10 минут вполне можем превратить его в полноценный АТВ без каких-либо прошивок
Но спустя полгода, мнение несколько изменилось - ATV придумали не зря, это пусть и компромиссное (между удобством и функциональностью), но почти идеальное решение для использования в телевизоре, быстрого интуитивного запуска любых программ с любого телевизионного пульта. Опять же, на уровне интуиции управление понятно даже совершенно не знакомому с электроникой человеку.
Аппаратная часть
Вот здесь все интересно. Так, среди производителей не встретить столь любимых нами квалкоммов. Как бы лидером выступает Amlogic, еще можно найти Rockchip, и совсем редкость - Realtek.
Амлоджик - лучше всего, опять же, поддерживается автоматическая смена частоты, да и репутация как наиболее адекватных у них.
Рокчип - быстрые, но горячие. Греются, потом глючат.
Риалтек - чуть ли не в первый раз услышал, когда смотрел, что же купил, потому как в моем случае имеем как раз редкий Realtek.
Несмотря на других производителей, основа та же, что и в смартфонах, - ARM Cortex. В p8mus, как и в абсолютно всех других QLED-телевизорах TLC 2019-2020 года, - rtd285o (4 ядра Cortex-A55, с заниженной до 1100 МГц частотой и графической частью в виде старого доброго Mali 470 p)
Оперативной памяти, как правило, везде 2 ГБ, с 2021 года уже идет 3-4 ГБ.
Количество ОЗУ в случае АТВ не особо критично - большого количества программ в фоне не будет практически никогда, потому нехватки 2-х гигабайт я не ощущал никогда
Совершенно никакой оптимизации не делал, программы не замораживал, зато поставил пару десятков прочего хлама - свободно стабильно 600 мегабайт, чего совершенно достаточно для быстрого запуска любого приложения
Что примечательно, ни один бенчмарк не покажет реальную "фильмовую" производительность чипсета. В том смысле, что некие цифры и попугаи, конечно, определятся, но к проигрыванию блурея они не будут иметь никакого отношения.
Дело в том, что поддержка тех или иных форматов встраивается в ядро производителем. В дальнейшем, для того чтобы проиграть нужный контент (видеофайл определенного формата), процессор не раскодирует его своей вычислительной мощностью, а используя заложенный алгоритм, тратит на это значительно меньше ресурсов (аппаратное декодирование). Условно и как-то грубовато. Т.е. если разработчик поместил в ядро данные о формате mkv (hevc), но "забыл" положить данные о стареньком avi, то огромный mkv-файл в десятки гигабайт пойдет легче и плавнее, чем "авишка" в полтора гигабайта. Проверено лично.
Тест от того самого VLC. Что показывает - не имею совершенно никакого представления, но длился около часа. Да и баллов в два с половиной раза больше, чем у приставки от Xiaomi, что просто не может не радовать
Второй момент - лицензии. Если в ядре нет поддержки Dolby Vision (суперпродвинутые технологии цвета, используется, посмотреть, пожалуй, можно только в официальном Netflix), то такой фильм просто не проиграется. То же касается звука - если нет поддержки DTS-HD, то фильм будет идти без звука. Это как пример.
Я все это к тому, что основной упор в "железе" сделан именно на поддержку медиаконтента, а вычислительная производительность - вторична. По этой причине абсолютное большинство среднебюджетных телевизоров работают медленнее смартфонов и даже андроид-приставок. Разница заметна невооруженным взглядом. Правда, разница эта выражается в задержке в 1-2 секунды между нажатием кнопки пульта и реакцией системы. Мне не критично совершенно.
Но здесь есть одна тонкость. Если телевизор берется для просмотра тяжелых торрентов (будем хоть сами с собой откровенны - я, к сожалению, не знаю ни одного человека, который купил лицензионный блурей), то есть огромная вероятность, что процессор такое не потянет - ему придется одновременно качать из интернета, кешировать и обрабатывать. В этом случае, в идеале часть программного обеспечения, которая будет именно скачивать (сервер), ставить на компьютер или телефон, а на телевизоре оставлять только клиент, который будет уже только воспроизводить фильм. Касается это только фильмов в 60 и выше гигабайт.
Поиграть на телевизоре выйдет только в самые простые игры (есть даже адаптированные под пульт).
Игрушка из Плеймаркета - Fast like a Fox, самый обычный платформер, вполне можно ребенку включить, играется тупо с пульта
Правда, есть в этом мире одна игрушка, которая пусть и на "минимальных", но пойдет почти на любом устройстве...
Что хорошо, p8mus прекрасно управляется проводным геймпадом от Logitech - можно использовать не только в игре, но и в интерфейсе, что избавляет от необходимости поиска пульта во время игры.
Лучший способ узнать, подходит ли "железо" под ваши требования, - почитать именно форумы обсуждения, тот же 4pda.ru или, что лучше, специализированный http://www.vybortv.ru/forum-o-televizorax/.
Помимо чипсета, в устройстве должен быть ряд обязательных компонентов.
Тот же Wi-Fi, в идеале - 5 ГГц, да и стандартный RJ-45 (который для проводной сети), тоже очень бы хотелось гигабитный (что вряд ли, в подавляющем большинстве - 100 Мбит). Родились эти хотелки не просто так: средний битрейт качественного фильма - 40-80 Мбит/с (если условно перевести на размер файла - 50-70 гигабайт, в зависимости от продолжительности), при этом пиковый битрейт может быть в 2-3 раза выше среднего, а эти пики могут быть когда угодно.
Несмотря на заявленный битрейт - 65,1 Мбит/с, битрейт текущего момента - 101 Мбит/с. Соответственно, канала в 100 Мбит/с уже будет не хватать, - если таких моментов немного, буферизация справится, если же постоянно, то фризы картинки практически неизбежны
Вообще, для гарантированно качественного онлайн-просмотра, стабильная скорость интернета должна быть в 2,5 раза (хотя бы в 2) выше среднего битрейта фильма. А если еще учесть вечные проблемы блутуз и вайфай, работающих на одной частоте 2,4 ГГц, то 5-гигагерцный вайфай - штука нужная. Но только если планируете смотреть качественные ремукс напрямую из интернетов.
В моем же случае RJ-45 - стамегабитный, а Wi-Fi - старый добрый 2,4 ГГц. Однако, канал интернет у меня всего-то 50 Мбит, чего никак не хватает для тяжелого 4K-видео, да и не вижу я разницы между файлом в 60 ГБ и 15 ГБ, я даже качественный 1080p-файл от 4K не отличу.
Какая-то из этих птичек транслировалась в 4K, а какая-то в 1080p, но сразу не подписал, теперь узнать, где какая, решительно невозможно. Так же и с моим восприятием, ну, не вижу я разницы в качественном контенте
При этом, максимально возможная скорость в домашней сети у меня не достигается, виной тому, судя по всему, как раз слабый Wi-Fi-модуль.
При возможных 100 мегабитах внутри сети (проводные разъемы роутера - 100 Мбит), максимальная скорость через Wi-Fi - 76 Мбит, по "проводу" же - 91 Мбит. Разница существенна, но самое плохое, что при большей пропускной способности, потери будут расти, и вот здесь и упираемся в желаемый 5 ГГц и 1-Гбитный порт
Потому, повторюсь, для моих потребностей - хватает с головой, а если нужны фильмы в 100 ГБ из сети, то возможную скорость модулей нужно проверять до покупки.
По портам USB история аналогичная: если не требуется "тяжелый" контент, то стандарт - 2.0 или 3.0 - не особо принципиален. В p8MUS все порты стандарта 2.0. Но ни один, даже тяжелый фильм в 70 ГБ с жесткого диска не тормозит - скорость чтения практически 160 Мбит/с.
Данной скорости гарантированно хватает для фильмов с битрейтом порядка 70-80 Мбит, можно запускать и 90-110 Мбит, но, как и в случае с малым каналом интернет, возможны фризы
Вообще, узкое место - USB-разъем, так, можно подумать, что интернет не критичен - накачаем, скинем на быстрый внешний диск и будем смотреть в сверхвысоком качестве. Как бы не так. Еще тонкость - скорость режет не диск, а именно порт.
Лучше обратить внимание на количество портов. Так, предположим, минимум 1 жесткий диск, 1 аэромышь (или клавиатура), один свободный - для флешки с приложениями или прошивкой, к примеру. Итого, минимум три.
Если же предполагается проигрывание фильмов размером свыше сотни гигабайт (и соответствующим битрейтом - 90 и выше Мбит) - крайне желателен USB 3.0.
Bluetooth. Просто обязателен (хотя он и так везде есть) - хотя бы просто наушники подключить и смотреть ночью всякое, не мешая остальным членам семьи. Другой вариант - подключение колонок или саундбара по блутуз, тоже удобно.
У меня, кстати, завалялись мониторные наушники от Philips, телевизионной серии (значит, провод 5 метров). Так, что логично, для их подключения нужен соответствующий разъем - банальный мини-джек (3,5 мм). У меня есть.
Виднеющийся характерный желтый разъем - на самом деле AV-разъем, а наушниковый - чуть ниже, черный, можно найти, только ориентируясь по нарисованной картинке
А вот у родителей, на каком-то Самсунге, нет, и когда понадобилось подключить то ли колонки, то ли наушники, то ничего не получилось.
Звук
Раз уж затронул... В p8MUS звук весьма посредственный, по качеству худо-бедно, но сопоставим с парой средненьких компьютерных колонок. А вот старшие модели уже комплектуются встроенным полноценным саундбаром формата 2.1, т.е. даже с сабвуфером. Конечно, если системы домашнего кинотеатра нет и не планируется (а стоит понимать, что качественная система даже на вторичном рынке обойдется в цену телевизора - 40-50 т.р.), то решение со встроенным баром очень даже привлекает. Опять же, я о таком и не слышал, пока не начал разбираться, что же я купил, а так возможно, что и задумался б о доплате.
Говоря о звуке, стоит упомянуть об HDMI. Так, имеющиеся в p8mus три разъема - все стандарта 2.0, соответственно, поддерживают только технологию ARC, вместо современного eARC. Данная технология нужна для передачи многоканального звука на внешние устройства. Так, ARC поддерживает звук в формате не более 5.1 с битрейтом не более 1 Мбит/с. А для высококачественного звука с выводом в 7.1 требуется уже eARC. Отмечу, что если случайно купили ТВ и недосмотрели, то можно докупить ТВ-приставку - в большинстве случаев eARC там будет.
Ну и тонкость по поводу CEC HDMI - это штука, которая позволяет через HDMI управлять подключёнными устройствами в плане их включения и отключения одновременно с телевизором. К примеру, включаем телевизор, а одновременно включается ресивер или приставка. И наоборот - отключаем приставку, а телевизор сам отключается. Вроде мелочь, но такая фишка позволяет обходиться одним пультом, да и удобства добавляет.
Так тонкость в том, что p8mus включать включает, и даже сам включается, но не отключается - отключив ресивер, телевизор отключать придется ручками. Неполноценный CEC какой-то (вообще CEC - вещь очень странная и работает почти всегда на очень многих устройствах через пень-колоду с непонятным результатом).
И, да, подключайте HDMI только в полностью выключенном состоянии - я знаю как минимум об одном телевизоре TCL, у которого сгорел порт, причем вместе с видеокартой компьютера. Стандарт хоть и предусматривает "горячую" замену, но сгоревшие HDMI ни разу не редкость.
Настройки изображения
О настройках отдельно - это важно. Настроек должно быть много. И регулироваться должны не только яркость и контрастность, но и гамма, и цветность, и насыщенность. В идеале - баланс белого и яркость подсветки. Обязательно должна быть предусмотрена возможность отключения всяких "фишек": растяжение черного, микрозатемнение и прочее.
Это сразу считается, что "мне смотреть главное, а не настраивать", - телевизоры изначально продаются с очень "выкрученными" цветами для максимально эффектной картинки. А после нескольких часов просмотра внезапно оказывается, что белый цвет глаза выедает. Или что зеленым отдают цвета. А кому-то в тенях деталей не хватает. Оно ж все индивидуально и зависит от освещенности, восприятия, фильма. Потому, как по мне, в телевизоре помимо обычных предустановок должна быть возможность настроить каждую из них.
После эффекта "Вау", часто приходит недовольство картинкой, и, потратив полчаса времени на настройку, можно добиться желаемого результата. Главное, чтоб опция была, - банальной яркости и контраста часто недостаточно
Технологии
Самое интересное - здесь, если не отличить маркетинг от реальности, будет все сложно.
Начнем с простого - подсветка экрана. Я сознательно ее сюда занес, а не в раздельчик с экраном, потому как, объективно если, тип подсветки в бюджетном телевизоре почти не играет никакой роли (кроме как отличный повод холивара). Так, на рынке представлены два типа подсветки: боковая и прямая.
В боковой светодиоды расположены по периметру экрана (на одной грани, либо на нескольких). Ожидаемо, решение дешевое, и, что не менее ожидаемо, если разместить светодиоды только с краев, то на большой площади будем иметь явно видимую неравномерную цветовую картинку.
Поклонники HD Videobox начинают задавать вопросы первыми - неравномерность отчетливо видна на заставке
В массах, такое явление названо "засветами" и с ними усиленно борются (массаж матрицы, да-да, полотенцем что-то равномерно делают, второй вариант - болты телевизора ослабляют - матрице тесно, вот она и "засвечивается"). По факту же, эта пятнистость видна только на темно-сером фоне, а в реальном контенте (фильмы, передачи, телевидение) - нет. Вот не видно, и все тут.
Если захотеть - поймать "засветы" можно без проблем: черный фон, темнота в комнате и фотокамера в телефоне.
В темноте неравномерность глазом едва заметна, а фотоаппарат вытягивает просто до состояния ужас-ужас
Прелесть, да? Причем человеческий глаз видит практически равномерный черный с совсем небольшими колебаниями, а телефон "вытягивает" такую картинку.
Что касается прямой подсветки, то здесь все ровно так же. Да, светодиоды находятся за матрицей и, теоретически, должно быть более равномерно с цветами. Но дело в том, что светодиоды - они как бы больше наших пикселей, скажем так, они в принципе расположены "островами" и нельзя взять и не подсветить соседние пиксели матрицы. Потому, при желании, находим пусть и меньшие (в то же время и диагональ экрана 42 дюйма против 55), но все те же "засветы", которые совершенно не мешают в реальном использовании.
Мое мнение, заморачиваться с подсветкой можно только при большом количестве времени - в каждом телевизоре "засветы" выражены по-разному, и вполне возможно найти тот, в котором этот эффект будет минимальным.
Кстати, телевизоры с боковой подсветкой имеют меньшую толщину (причина понятна, думаю).
Следующая очень популярная фишка - уплавнялка (интерполяция). Интерполяция - вещь интересная. Так, в мире кинематографа есть такая штука, называется операторский строб. Ну, или как-то так. Суть в том, что при съемке панорам движущейся камерой, стандартные 24 кадра в секунду не способны обеспечить плавную картинку, потому как камера проходит большее расстояние, чем способны плавно передать 24 кадра. Особенно это заметно на больших экранах. Выражается это в дерганом изображении - вместо плавной картинки камера идет рывками (проблема касается только контента с частотой 24-25 кадров). Наиболее известная визуализация - вступительный ролик RED с Брюсом Уиллисом. В первые полминуты камера ощутимо дрожит (Ютюб в помощь - запрос: "Тест плавности телевизора").
Единственный способ борьбы с т.н. "стробом" - "уплавнялка". У каждого производителя она называется по-своему. За интерполяцию всегда отвечает отдельный физический чип, это связано с самой технологией - телевизор принимает имеющиеся 24 кадра за ключевые, а после самостоятельно дорисовывает (буквально) еще сколько-то кадров (как правило, до 60 к/с). В результате, панорамы выглядят намного плавнее.
В качестве побочных явлений нам предлагаются периодические артефакты (часто малозаметные)...
Ролик "Японка на веревке" сломал мозг очень многих - плавно идет только на топовых приставках и телевизорах. Заодно хорошо показывает эффект артефактов: спина и канат. Как правило, проблемы выражены не столь явно
...и эффект т.н. "мыльной оперы" (очень заметный) - художественный фильм превращается в документальное шоу, эффект "фильма" теряется напрочь.
Для того, чтобы понять, нужна ли вам сия технология, до покупки, можно просто установить на свой компьютер программу Potplayer NS - сборка авторская, не официальная, с кучей доработок, сторонних плагинов и прочего. Среди этого самого "прочего" имеется и уплавнение видео до 60 к/с. Знаю о программе потому, что в телевизоре чип интерполяции отсутствует (бюджетная модель все же), потому подключил к телевизору системный блок, запустил программу и еще раз убедился, что мне это не нужно.
Споров по поводу "уплавнялки" много. Так, я ее противник, как и фильмов в 60 к/с (еще со времен "Хоббита", который в таком формате я так и не осилил), как по мне, лучше 40 секунд за фильм потерпеть рывки панорамы, чем фильм портить. С другой стороны, если она в телевизоре есть, то ее можно отключить и не использовать, а вот если ее нет, то ее нет всегда.
И здесь важный момент: если есть потребность просмотра передач о природе от BBC и прочих - без "уплавнялки" будет сложно, постоянные панорамные съемки очень даже вероятно будут дергаться.
ТВ-приставкой проблему не решить, на сегодня, насколько я знаю, уплавнялка есть только в одном андроид-боксе - Asus Nexus. Потому очень советую перед покупкой осознать: нужно ли вам это или нет.
Бывает ситуация другая: раз где-то в 7 секунд дергается картинка. Постоянно, на протяжении всего фильма, раз в несколько секунд рывок - это уже проблема автофреймрейт (AFR). Понятно, что рано или поздно это может изрядно выбесить (если заметить, конечно). Это болячка уже из другой оперы - частота контента не соответствует (или не кратна) частоте экрана. Например, фильм 25 к/с - будет так вот дергаться на экране с частотой 60 к/с. А на экране с частотой 25 или 50 к/с - не будет. Получается, что задача AFR - "всего лишь" подстройка частоты. В отличие от уплавнялки, AFR есть почти в любой современной андроид-приставке на Amlogic стоимостью от 2-3 т.р.
Вообще, по-хорошему, начинать говорить о телевизорах нужно именно с вопроса о поддержке HDR.
Самая главная его особенность - любой контент, в котором используется HDR-цветность, на телевизорах без ее поддержки может показываться очень блекло и бесцветно. А принимая во внимание, что значительная часть современных высокобюджетных фильмов в 4K-разрешении появляется именно в HDR, то его отсутствие в телевизоре уже становится проблемкой. Небольшой... благо в Сети всегда найдется перекодированный в "нормальную" (SDR) цветность кин.
У технологии есть и неоспоримый плюс - высокий уровень контрастности и расширенный цветовой диапазон, т.е. теперь на экране телевизора все должно выглядеть еще эффектнее.
Источник: tv-vybor.ru |
Правда, производителями умалчивается, что для качественной работы и действительно "расширенного" диапазона, экран, помимо формальной поддержки HDR, должен обладать рядом характеристик контрастности и яркости. VESA даже стандартизировала протоколы.
Источник: displayhdr.org |
Так, кроме яркости, требуется еще и поддержка расширенного цветового диапазона и возможность локального управления подсветкой (dimming).
P8MUS формально в критерии не вписывается - яркость лишь 270 кд/м². А вот локальный димминг формально присутствует. Правда, он не "зональный" - затемнение работает одновременно на всю площадь экрана, по критериям VESA - "Screen-Level".
Самое интересное, что вся эта обработка сугубо программна, а любые программы имеют характерную особенность - баги. Так, на моем 55p8MUS на ряде прошивок HDR-контент отображался неестественно пересвеченным.
Проблема адекватности HDR возникала с регулярной периодичностью - после обновлений. Тем не менее, ТЦЛ оперативно это исправляет, и в крайних версиях прошивок (6хх) к качеству HDR практически нет вопросов
Не будет сюрпризом, если я скажу, что отличить HDR от неHDR на самом-то деле весьма проблематично. Большинство людей это делает только на основании шильдика "HDR", появляющегося при начале просмотра такого контента.
HDR, HLG, HDR10+ - технологии разные (хоть и основаны на HDR), но сказать, что где-то цвета сочнее, и черный чернее, я не могу
Кстати, в фильме от Netflix, снятом в HDR-технологии, на неHDR-устройстве логотип будет оранжевый. А на "правильном" устройстве - красный.
Телевизор поддерживает все основные "поколения" HDR: HDR, HDR10, HDR10+ и HLG. А вот Dolby Vision в младшей модели нет. Особо от этого не страдаю - фильмы с данной технологией встречаются только в сервисах уровня Netflix или оригинальных Blue-Ray дисках (даже DV-ремуксы очень не всегда корректно воспроизводятся).
Говоря об HDR, нельзя не упомянуть яркость экрана.
Вспоминаем о требованиях VESA к HDR: минимальный "вход" - 400 кд/м², средний сегмент - 600 кд/м², профессиональные экраны - 1000 кд/м². И все бы ничего, если бы производители немного меньше экономили... так, практически во всей линейке TCL 2019-2020 года, яркость экрана - 270 кд/м² (Сяоми, к примеру, вовсе 220 кд/м² за норму считают). С таким показателем, не то что HDR, а, по мнению всяких авторитетных изданий, и простое кино смотреть не получится.
На деле же все совсем не так. Тестовые "магазинные" ролики практически визуально не отличаются от телевизоров совершенно другой ценовой категории, стоявших рядом. Обычные фильмы/передачи по качеству цветопередачи ни разу не уступают моему прошлому телевизору (а была это, между прочим, плазма от LG), а то и выигрывают вовсе.
Потому я бы внимание обращал, но выбирал максимальное по бюджету, и особо не зацикливался.
И, продолжая тему HDR, пару слов о "битности" матрицы.
Настоящие, правильные матрицы для просмотра качественного HDR-контента должны быть только 10-битными. Вернее, как говорится, "true" 10-битными. Это я опять из авторитетных изданий. Подразумевается, что такие экраны физически должны воспроизводить 10-битный цвет. Но почему-то оказалось, что такие матрицы весьма недешевы и встретить их в телевизорах до 50-60 т.р. совершенно нереально. Да и выше, тоже не часто встречаются (кроме уж топов от А-брендов). Вместо этого, в моем телевизоре, как и в 99% остальных (не премиум, акцентирую еще раз внимание), используется матрица 8bit+frc. Данная аббревиатура означает, что для достижения эффекта 10-битности, к физической 8-битной матрице применяется программный комплекс, который и позволяет картинке визуально выглядеть 10-битной. К примеру, кадр из тестового набора - проверка 10-битности. При восьми битах имеем градацию серого из 4-6 ступеней, при 10-ти - из множества чуть отличающихся друг от друга.
Скриншот из настроечного пакета Mehanik HDR10 test patterns отсюда, подходит для полной тонкой настройки и проверки телевизора. Но сложно. Простой способ настройки условно эталонной яркости и контрастности здесь
Между тем, большинство производителей заявляет в технических характеристиках просто - 10 bit, а каким образом достигается результат, физическим или программным, умалчивается. Как по мне, гнаться за чистыми "тру" 10 бит как бы не стоит, там уже и ОЛЕД-телевизоры рядом, а их качество картинки таки превосходит QLED, даже с 10 битами.
Если вы являетесь владельцем правильного домашнего кинотеатра, это я имею в виду ресивер, штук 5-7 колонок и прочие радости, то очень важным будет выяснить перед покупкой, поддерживает ли телевизор прямой вывод звука. Все очень просто: звуковая дорожка в случае домашнего кинотеатра должна выводиться на ресивер в ее исходном виде, далее уже обрабатывается, и на выходе наслаждаемся качественным звуком.
Так, телевизоры TCL 2019-2020 года обеспечить "проброс" звука не могут. В крайних прошивках это пытаются исправить, но пока получается только в штатном проигрывателе. Если очень нужно, то ТВ-приставка вполне справится с такой задачей.
Несколько отвлекусь и вспомню о пультах управления. Так, в основной массе в базовой комплектации у нас самый обычный инфракрасный пульт.
Самый обычный - инфракрасный, но в случае необходимости кнопки успешно можно переназначить при помощи упомянутого ранее Button Remaper
Ничего выдающегося, такими они были последние лет 30, пожалуй. Но и здесь можно "попасть", так, в случае моего TCL инфракрасный приемник в телевизоре очень и очень низкочувствительный - пульт работает где-то до двух метров, что очень мало. Я даже чистосердечно пытался модернизировать пульт - в угоду красоте в нем не сделали отверстие для ИК-диода.
Разобрал, проковырял, стало чуть лучше - сантиметров на 50 дальше. Потому еще банальный совет - проверять дальность пульта, как бы глупо это ни звучало
По счастью, в p8mus, помимо "большого" пульта, присутствует маленький. Пошевелив им, я убедился, что он никак не "радиомышь", и работает тоже по ИК-каналу... но с еще меньшей дальностью.
Будучи человеком с не вполне русскими корнями, я прочел инструкцию! Оказалось, что пульт "двойной", его вполне можно сопрячь с телевизором, и тогда он будет работать через блутуз, что уже радикально меняет дело. Теперь один пульт лежит возле ТВ - с него я его включаю после полного выключения; второй, блутузный, лежит на диване - с него я в основном и управляю.
Первое впечатление оказалось обманчиво - несмотря на отсутствие функции "аэромыши", для Андроид ТВ этот пульт почти идеален
А еще в маленьком пульте есть микрофон для голосового поиска. Вот.
Пульты вроде популярного "алишного" G10 особо комфорта не привнесут. Так, управлять плитками каналов гораздо удобнее "джойстиком", чем курсором, но главное - не работает микрофон. Точнее, микрофон работает (пульт успешно подключен к приставке Ugoos x3), но доступ к нему блокируется штатным пультом - доступ к микрофону может быть только у одного устройства.
Если же у нас больше одного устройства (телевизор, приставка, ресивер), то пульт стоит выбирать с более чем одной программируемой кнопкой. Все просто.
Виды видавший ноунейм с Алиэкспресса. Пять программируемых ИК-кнопок и куча блутузных. С него включаю телевизор, приставку и с него же управляю переключением входов телевизора. Параллельно настроены блутуз-кнопки на запуск нужных программ. Да еще и с QWERTY-клавиатурой и аэромышью. Для приставки на AOSP (Ugoos X2), с которой он в основном используется, самое оно!
Продолжаем тему микрофона в пульте... В принципе, ATV изначально поддерживает голосовой поиск, который не просто ищет что-то в интернете, но и ищет заданное по установленным приложениям.
Очень удобно - в любом месте, нажав на пульте кнопку "Голос", произносим текст, и не нужно никакого ввода (учитывая, что вводить приходится путем выбора букв с "джойстика" пульта, то голосовой ввод - спасение и панацея).
Опять же, большинство приложений тоже поддерживают голос.
Но для того, чтобы функции, заложенные Гуглом, работали, производитель должен озаботиться комплектацией телевизора микрофоном: он может быть в пульте (как в моем случае) или на корпусе.
Что касается Гугл Ассистента - официально с русским языком он не работает. Неофициально, запускать получается. Но, для полноценного управления и "ОК, Гугл", микрофон должен быть не просто на пульте и активироваться нажатием, а, как правило, на корпусе с постоянной работой. Как по мне, Ассистент - баловство на пару дней, а голосовой поиск - быть обязан.
Соответственно и совет - выбираем телевизор с блутуз-пультом с микрофоном и базовой поддержкой голосового поиска.
И, в завершение, пара слов о маркетинговом PPI. К плотности пикселей (pixels per inch) не имеет никакого отношения от слова совсем. В случае с телевизорами - это некий Picture Performance Index, который рассчитывается по загадочной формуле, которая включает в себя яркость, контрастность, затемнение, частоту процессора и/или экрана. Сюда же накладывается фаза луны и фантазия маркетолога.
Теоретически, показатель должен помочь сравнить несравнимое, в том числе телевизоры разных классов и поколений - чем больше, тем лучше, но понять, что значит и какие именно показатели были учтены, практически невозможно
Я несколько раз упоминал андроид-приставку - да, два ТВ-бокса у меня появилось до телевизора. Неоспоримые плюсы боксов: более мощное "железо" и быстрая работа, гигабитный "лан", USB 3.0.
Правильные производители оснащают свои творения полезными опциями: samba-сервер (чтоб приставка с жесткого диска фильмы всей сети раздавала), проброс звука и прочее, и прочее. Периодически это важно, часто - нет. В моем случае, я с утра включаю телевизор без приставки, и мы семьей смотрим мультики...
Потому, если приставка есть - это хорошо, если нет - телевизор справится, в конце концов, цена андроид-приставки приличного качества начинается от 3000 р.
Мнение
Как оказалось впоследствии, выбор телевизора - занятие не самое сложное. Особенно в условиях ограниченного бюджета.
Я купил, фактически, один из самых бюджетных телевизоров, в котором нет очень и очень многих популярных технологий. Как оказалось, особо они мне и не нужны.
P8mus и его развитие 2020 года, p715 и р717, - эдакий семейный телевизор. На нем не получится играть (сейчас имею в виду непосредственно в андроид-игры, устанавливаемые непосредственно на ТВ, - игровые приставки никто не запрещает, к телевизору прекрасно коннектятся и древние иксбоксы)...
...в нем нет 5-ГГц вайфая и саундбара, его матрица не поддерживает высокие уровни яркости, рекомендуемые VESA для полноценного HDR, в нем даже нет Dolby Vision, а всякие т.н. "тестовые ролики плавности" вызывают нещадный строб.
Но вот в чем дело, я не любитель всяких тестов, поисков "засветов" и прочего - мне телевизор нужен, чтоб включить и смотреть. На сегодня, даже при наличии подключенной андроид-приставки, я пользуюсь телевизором самостоятельно (без ТВ-бокса) где-то в половине случаев (переключаться на бокс просто не вижу смысла периодически) - и его хватает для совершенно всех моих скромных потребностей.
Гординский Олег